В Кувейте прошла первая с начала катарского кризиса встреча министров шести аравийских монархий, куда входят также страны, не имеющие отношения к крупнейшему полуострову Евразии.
Меньше часа длился 38-й саммит Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт, Оман, ОАЭ и Саудовская Аравия). Получилось это как будто невзначай, ибо ранее предполагалось, что саммит будет проведен в течение двух дней.
Особо отметим, что король Саудовской Аравии Салман ибн Абдул-Азиз аль-Сауд не почтил своим присутствием саммит, и делегацию этой страны возглавлял министр иностранных дел королевства Адель аль-Джубейр.
Справедливости ради надо отметить, что на форуме из первых лиц стран присутствовали только хозяин саммита правитель Кувейта Сабах аль-Ахмед аль-Джабер аль-Сабах, а также эмир Катара Тамим бин Хамад аль-Тани.
В течение последних шести месяцев все без исключения страны Залива на фоне кризиса столкнулись с болезненными и негативными последствиями, потеряв миллиарды, а главное — доверие друг к другу. Тем не менее, саммит формально состоялся, хотя по итогам мероприятия заявлений по Катару, вокруг которого кипели нешуточные страсти, так и не было сделано.
Однако было обсуждено около сорока других вопросов. Во время обсуждений участники саммита были на зависть миролюбивы и единодушны.
Благодаря этому участники сего примирительного саммита потратили на форум около часа. Что любопытно, за этот короткий отрезок времени участники успели согласовать возможный перенос посольства США в Израиле из Тель-Авива в Иерусалим, ситуацию в Сирии, в Йемене, а также прийти к соглашению по финальному коммюнике, состоящему из 37 пунктов.
Лидеры государств-участников саммита в вопросе статуса Иерусалима были единодушны, указав, что любое изменение в этом вопросе приведет к опасным последствиям, значительно осложнит палестино-израильский конфликт и переговоры об окончательном урегулировании.
Солидарность и твердость стран региона в вопросе статуса Иерусалима не помешали чуть позже президенту США Дональду Трампу проигнорировать их мнение и решить вопрос о переносе американского посольства в Иерусалим положительно, чем он заслужил благодарность израильского руководства.
Отметим также, что еще до начала саммита Саудовская Аравия и Объединенные Арабские Эмираты объявили о создании в рамках существующего формата "отдельного партнерства" — так называемого "Совместного комитета по сотрудничеству", призванного повысить уровень политического, военного и экономического взаимодействия двух стран.
Чем продиктован этот шаг? Почему Абу-Даби и Эр-Рияд прежнему шестистороннему блоку предпочли двустороннее стратегическое партнерство? Думается, потому, что эти два государства считают, что реальное значение "шестерки" начало утрачивать свой изначальный смысл.
По всей видимости, руководители Саудовской Аравии и Объединенных Арабских Эмиратов именно по этой причине решили проигнорировать 38-й саммит этой региональной организации, отправив туда министров. Разговоры о создании двустороннего, а следовательно, более прочного альянса между Эр-Риядом и Абу-Даби ходили давно. Очевидно, что такое решение продиктовано тем, что кроме КСА и ОАЭ, ни у кого в организации серьезного военного потенциала нет. Так что, кулуарные разговоры о военном сближении этих государств ходили давно, а ныне эти ожидания получили свое реальное подтверждение.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.