БАКУ, 6 дек — Sputnik. Для полноценного использования транспортных возможностей Каспийского моря нужно решить и согласовать вопрос его правового статуса. Об этом заявил на проходящей в мультимедийном пресс-центре Sputnik Азербайджан конференции на тему: "Проблемы Каспийского моря" руководитель Центра каспийских исследований, профессор Чингиз Исмаилов.
По его словам, переговоры, длившиеся более 20 лет, должны были привести к определенным результатам: "Надеемся, что вскоре соглашение о статусе Каспийского моря будет подписано".
"Каждая страна относится к этому вопросу по-разному в зависимости от своих политически-экономических интересов и выстраивает далее свою стратегию. Решение этого вопроса будет содействовать развитию сотрудничества между нашими странами, даст импульс развитию экономических связей", — считает Исмаилов.
Он напомнил, что не так давно три страны региона — Азербайджан, Грузия и Турция — завершили строительство железнодорожного маршрута Баку-Тбилиси-Карс (БТК) и ввели его в строй. Однако, для полноценного использования этого и других транспортных проектов и средств нужно решить вопрос статуса Каспия.
"Азербайджану решать этот вопрос тяжелее, потому что это единственная из пяти стран, которая имеет морскую связь со всеми четырьмя государствами Каспийского моря", — отметил эксперт.
Совещание министров иностранных дел прикаспийских государств прошло 5 декабря в Москве. Встреча глав внешнеполитических ведомств Азербайджана, России, Ирана, Казахстана и Туркменистана проводится уже в седьмой раз.
В ходе мероприятия министры обсудили проект Конвенции о правовом статусе Каспийского моря, а также документы, регулирующие пятистороннее сотрудничество на Каспии в различных областях, включая экономику, транспорт, военное мореплавание, борьбу с браконьерством, обеспечение безопасности мореплавания и ряд других.
Также состоялся обмен мнениями по наиболее актуальным региональным и международным проблемам.
Вопрос определения правового статуса Каспийского моря получил актуальность после распада СССР, когда появление новых субъектов международного права — Азербайджана, Казахстана и Туркменистана — поставило вопрос о разграничении Каспия уже между пятью странами. Сложности определения статуса Каспия связаны, в частности, с признанием его озером или морем, разграничение которых регулируется разными положениями международного права.