Недавно я услышал от знакомого вопрос, ставший уже риторическим: "В театр вообще кто-нибудь ходит?" И я вновь задумался… Я не раз видел, как зал на триста мест заполнен зрителями от силы на треть, а то и намного меньше, при этом половина пришедших – инвалиды или военнослужащие, которые попали на спектакль по пригласительным билетам. А по оставшимся пустым местам рассыпаны сотрудники театра – надо же как-то заполнить пустоту.
Но я все же решил не сдаваться. "Да, конечно, — ответил я ему. – Почему не должны быть? В репертуаре театров интересные спектакли. И вообще, театр никогда не испытывает недостатка в зрителях".
То, что последнее предложение – чистое вранье, я и сам прекрасно знал. Но я соврал не просто так. Очень хотелось пробудить у человека интерес к театру, и у меня получилось. Он обещал обязательно пойти в театр в тот же день на один из новых спектаклей.
Но вопрос "Ходят ли люди в театр?" все равно никуда не пропал.
Прискорбно, что сегодня в театр молодежь приходит в лучшем случае поглазеть на эротические сцены, "подцепить" девушку, проковыряться весь спектакль в телефоне чтобы познакомиться с кем-то из зала. И очень мало кто ходит в театр отдохнуть, размышлять, увидеть истину, учиться, делать выводы.
Почему азербайджанская молодежь не ходит в театр? Причин может быть много, но главная проблема, думаю, одна…
Представьте, что вам 20 лет, и вы решили пойти с любимой в театр. Подходите к афишам, пробегаетесь по именам занятых в спектаклях актеров… и если хотя бы одно покажется вам знакомым – считайте, вам повезло.
Затем вы посмотрите на авторов спектакля. В половине из десяти афиш вы увидите одного и то же автора – и это обязательно какой-то важный человек на должности. Оставшиеся – совсем старые драматурги, у которых наверняка есть такие же. сидящие на должностях, дети и внуки. И то же самое можно сказать о режиссерах и других людях, занятых в создании спектакля.
Дело в том, что молодая думающая аудитория находится в поисках чего-то необычного, особенного, интересного, возможно — приключений, развлечений или даже адреналина. Пафосные любовные признания, ссоры между мужем и женой, суеверия и предрассудки уже давно вышли из моды и молодежь никак не волнуют. И сегодня все эти потребности молодых зрителей пожилые писатели и старые режиссеры удовлетворить просто не в состоянии.
Но! Кто вспомнит, когда театр обращался к молодым драматургам? Там постоянно повторяют заученную фразу: "Молодых драматургов нет!". Я прошу журналистов, пусть поинтересуются у режиссеров театров, когда они в последний раз читали произведения молодых драматургов? Если "молодых драматургов нет", спросите у них, где и когда они искали их, что так уверенно заявляют об их отсутствии? Может когда-то у нас организовывали фестиваль драматургов, и никто из молодых писателей в нем не участвовал? Или может собрали представительное жюри и объявили о конкурсе произведений молодых авторов, но никто из них ничего не прислал?
Неужели государство дошло до такого состояния, когда уже не может взрастить таланты, подобно Эльчину, Али Амирли или Гусейнбале Мираламову? Разве мы не тот же самый народ, из которого на протяжении всего пятидесяти лет вышли такие великие драматурги, как Ахундов, Мирза Джалил, Хагвердиев, Джафар Джаббарлы, Гусейн Джавид? Что же сейчас произошло? Может генетический код начал вырождаться?
Ваша безжалостная оккупация лишила театр молодого поколения, лишила драматургии. И после всего этого вы бессовестно заявили, что "драматургов у нас нет".
Поэтому не стоит винить только саму молодежь в том, что она не ходит в театр. Когда творческий коллектив театра откроет путь молодым режиссерам, драматургам, тогда у этих стариков, оккупировавших театр, появится право требовать молодых зрителей!