Суперсерия хоккейных матчей СССР-Канада. До ее начала многие канадские хоккеисты и спортивные обозреватели предрекали сокрушительную победу канадской сборной.
Действительность оказалась иной. В первом же матче советская сборная разгромила профессионалов. Канадские кудесники были повержены и обескуражены. Они не могли понять — как такое могло случиться? Ответ был прост: советские хоккеисты ни в чем не уступали канадцам, а кое в чем их превосходили.
Поняв, что перед ними серьезный и равный соперник, профессионалы начали прибегать к неспортивным приемам. Они провоцировали советских хоккеистов на драки и сами, грубо нарушая правила, были нацелены на потасовки. Они старались выводить из строя ведущих наших хоккеистов и это им удавалось. Тяжелую травму получил Валерий Харламов. Травмированными играли Петров, Мальцев, Викулов.
С канадскими драчунами можно было разобраться без труда. Но все дело было в том, что советским хоккеистам не разрешалось вступать в потасовки. Однако, были и исключения. С канадцами в основном разбирались Валерий Васильев и Борис Михайлов. Получалось это у них отменно. Михайлов в одном из матчей уложил сразу троих канадцев, после этого на него обрушилась вся сборная профессионалов, но пока подоспели свои, Борис умело отбивался от противников.
Единственный хоккеист, которого канадцы не задирали, был номер 6 сборной СССР Валерий Васильев. Если они после единоборства на льду с Валерием старались решить вопрос кулаками, то Васильев мощными боксерскими ударами ставил — или скорее укладывал — задиру на место.
Известен тот факт, что перед суперсерией у сборной СССР сменились тренеры. Команду возглавил Всеволод Бобров. Он не ставил в основу и держал в запасе одного из самых лучших защитников мирового хоккея Александра Рагулина. В те времена в советском спорте считалось, что если спортсмен подходит к отметке 30 лет, то он уже ветеран и пора думать о том, чтобы уходить из спорта. Так же было и в хоккее. И хотя против СССР играли канадские профессионалы, которые в основном перешагнули тридцатилетний рубеж, все равно Рагулин, которому уже исполнился 31 год, считался руководством возрастным игроком.
Тем не менее в одном из матчей Бобров выпустил на площадку Рагулина. Несмотря на его богатырскую стать, канадцы сразу бросились показывать ему "кто есть кто". Особенно усердствовал в этом Фил Эспозито. Однако, как можно было запугать трехкратного олимпийского чемпиона и десятикратного победителя мировых первенств?
Рагулин отмахивался от профессионалов, как от назойливых насекомых и каждая его отмашка заканчивалась тем, что канадцы оказывались на льду. Получив несколько раз от Александра Павловича, Эспозито, неожиданно подъехав к Рагулину, ударил его клюшкой по лицу и рассек тому бровь. После этого было забавно наблюдать, как Фил спешил ретироваться, как только к нему подкатывал Рагулин с пластырем на брови. Однако после суперсерии эти большие мастера хоккея подружились и частенько со смехом вспоминали эти эпизоды.
Канадцы прозвали Александра Рагулина "Большой Раг", "Большой Медведь" и он пользовался огромным уважением не только в Канаде, но и во всех странах, где играли в хоккей.
Должен отметить, что я старый поклонник игры хоккея с шайбой. Поколение Боброва я застать не смог в силу своего возраста. Начал всерьез интересоваться хоккеем, когда играли Локтев, Альметов, Вениамин Александров и, конечно же, Александр Рагулин.
В то время играли блестящие защитники Давыдов, Кузькин и другие, но для меня первым номером в защите был Рагулин. Как потом в различные времена Валерий Васильев и Вячеслав Фетисов. Популярность у Рагулина была феноменальная, а авторитет в сборной и в ЦСКА неимоверный. И это было заслуженно.
Александр Павлович Рагулин родился 5 мая 1941 года в Москве в семье известных архитекторов. Вместе с ним на свет появились два его брата — Анатолий и Михаил. Братья весьма серьезно занимались музыкой, но очень любили хоккей. Рагулина для большого хоккея открыл известный тренер Николай Эйпштейн, тренирующий "Химик". Мощный и габаритный Александр Рагулин в 1958 году стал защитником самобытной подмосковной команды.
На игру Рагулина, обладавшего богатырским телосложением, но не строившего свою игру исключительно на разрушительных действиях, обратили внимание тренеры ЦСКА. В 1962 году последовало приглашение в армейскую команду — флагман отечественного хоккея. Говорят, что при расставании со своим ведущим защитником Эпштейн не скрывал слез.
Александра Рагулина называли самым надежным защитником мирового любительского хоккея и "богатырем земли русской". Не только из-за двух метров исполинского роста и ста с лишним килограммов веса. Одним своим появлением на льду, своей надежностью он вселял в партнеров по команде безграничную уверенность в собственных силах.
Однако, Рагулин вкупе с внушительными габаритами обладал мощной харизмой доброты. В игре он был очень надежен. Он играл предельно рационально, не суетясь вблизи своих ворот, хорошо зная, когда и как встретить нападающего. Несмотря на рост и вес, Рагулин обладал высокой скоростью, великолепным щелчком: в одном из союзных чемпионатов за сезон наколотил в ворота соперников 35 шайб — немыслимый показатель по нынешним временам!
Великий Анатолий Тарасов больше всего ценил в Рагулине то, что он бьется с первой до последней секунды матча, невзирая на результат. Поэтому он выпускал Рагулина в самые сложные минуты матча. К тому же Рагулин великолепно видел площадку и в любой момент мог сделать нужный пас и обострить игру.
Александр Рагулин является обладателем рекордной в истории хоккея коллекции медалей чемпионатов мира, Европы, Олимпийских игр. Их у Рагулина было 27. Он первым стал десятикратным чемпионом мира по хоккею. Позже по этому показателю его догнал Владислав Третьяк.
Рагулин закончил играть в 1973 году, перейдя на тренерскую работу в армейскую детско-юношескую спортшколу.
В 2000-е годы являлся президентом спортивной общественной организации "Ветераны хоккея". В 1997 году был введен в Зал славы Международной федерации хоккея на льду (IIHF). В 2004 году избран в Зал славы советского хоккея и навсегда вписал свое имя в когорту величайших мастеров мирового хоккея.
Здоровье часто подводило великого игрока в последние годы жизни. Он старался не замечать болезнь, но последовавшие друг за другом четыре инфаркта сделали свое дело. Тринадцать лет тому назад, а именно 17 ноября 2004 года легендарный хоккеист покинул этот мир.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.