БАКУ, 1 ноя — Sputnik. Международный транспортный коридор (МТК) "Север — Юг" представляет собой мультимодальный маршрут транспортировки пассажиров и грузов от Санкт-Петербурга до порта Мумбаи (Индия).
Формирование международного транспортного коридора "Север – Юг" инициировано Минтрансом России в целях реализации стратегического партнерства России со странами Прикаспийского региона. Одновременно этот коридор должен улучшить связи России со странами Персидского залива и Южной Азии, а также обеспечить развитие транзитных евроазиатских перевозок по отечественным транспортным коммуникациям.
Идея транспортного коридора "Север-Юг" возникла в 1993 году. Однако только 12 сентября 2000 года Россия, Иран и Индия подписали соответствующее соглашение, ратифицированное ими в 2002 году. В 2005 году к проекту присоединился Азербайджан. Позднее к соглашению о МТК "Север — Юг" присоединились более десятка государств, многие из которых претендуют на транзитную роль.
Реализация идеи затормозилась в связи с западными санкциями в отношении Ирана. Со снятием санкций с Тегерана в январе 2016 года проект снова приобрел свою актуальность.
Протяженность международного транспортного коридора "Север – Юг" составляет более семи тысяч километров.
Значительная часть коридора "Север – Юг" проходит по железным дорогам России, на которые приходится в зависимости от маршрута 33-53% от общей протяженности сухопутной части коридора. Стержневым направлением для российской стороны в рамках МТК является: Бусловская – Санкт-Петербург – Москва – Рязань – Кочетовка – Ртищево – Саратов – Волгоград — Астрахань протяженностью 2513 километров.
МТК "Север – Юг" в своей южной части предполагает несколько маршрутов следования грузов с использованием железнодорожного транспорта:
Транскаспийский маршрут – с использованием российских морских портов Астрахань, Оля, Махачкала и портов Ирана – Бендер-Энзели, Ноушехр и Бендер-Амирабад;
Западная ветвь коридора – прямое железнодорожное сообщение через пограничные переходы Самур (Россия) – Ялама (Азербайджан), с дальнейшим выходом на железнодорожную сеть Ирана через пограничный переход Астара (Азербайджан) – Астара (Иран);
Восточная ветвь коридора – прямое железнодорожное сообщение через Казахстан, Узбекистан и Туркмению с выходом на железнодорожную сеть Ирана через пограничные переходы Серахс (Туркмения) – Серахс (Иран) и Акяйла (Туркмения) – Инче Бурун (Иран).
В настоящее время указанными маршрутами следуют, главным образом, экспортные грузы России назначением в Азербайджан и Иран.
Основным преимуществом МТК "Север – Юг" перед другими маршрутами (в частности перед морским маршрутом через Суэцкий канал) считается сокращение в два и более раза расстояния перевозок, а также снижение стоимости перевозки контейнеров по сравнению со стоимостью транспортировки по морскому пути.
Большое значение для развития МТК "Север – Юг" в среднесрочной перспективе будут иметь сроки ввода в эксплуатацию новой железнодорожной линии Решт – Астара (Иран) – Астара (Азербайджан), которая является последним недостающим звеном прямого железнодорожного маршрута по западной ветви МТК "Север – Юг".
В настоящее время в рамках взаимодействия России, Азербайджана и Ирана ведется работа по формированию мультимодального маршрута Индия – Иран – Азербайджан – Россия, по которому на регулярной основе планируется организация перевозок грузов в контейнерах. Маршрут предполагает морскую транспортировку грузов между портами Индии и Ирана, использование железнодорожного и автомобильного транспорта на территории Ирана (в силу отсутствия в настоящее время прямого железнодорожного сообщения с Азербайджаном) и последующую доставку азербайджанскими и российскими железными дорогами до конечного потребителя.