БАКУ, 2 ноя — Sputnik, Фуад Ализаде. Используя благоприятную конъюнктуру цен на нефть на мировых рынках, Азербайджану необходимо ускорить проводимые для повышения экспортного потенциала реформы в ненефтяном секторе.
Стоимость марки Brent впервые за два с лишним года года превысила отметку в 60 долларов за баррель. Последний раз на этом уровне нефть котировалась в июле 2015 года.
Проведение реформ наиболее болезненно проходит именно в период экономических кризисов. Для Азербайджана одним из самых трудных периодов стал конец 2015 — начало 2016 года, когда цены на нефть опустились ниже 40 долларов за баррель. Вызванное этим резкое сокращение валютных доходов указало на недостаточность усилий правительства по развитию ненефтяных отраслей и значительную зависимость азербайджанского экспорта от нефтегазового сектора.
Предпринятые после этого шаги по стимулированию экспорта продукции ненефтяного сектора уже начали давать некоторые результаты. Так, по итогам трех кварталов 2017 года рост ненефтяного экспорта составил 1,069 миллиарда долларов, увеличившись в сравнении с аналогичным периодом предыдущего года на 25%, отмечается в "Экспортном обзоре" Центра анализа экономических реформ и коммуникаций (ЦАЭРК).
Основным экспортным рынком для продукции ненефтяного сектора Азербайджана остается российский, на который было поставлено продукции на 366 миллионов долларов. Далее следуют Турция – 223 миллиона долларов, Грузия – 99 миллионов долларов, Швейцария – 98 миллионов долларов и Туркменистан – 44 миллиона долларов.
При этом, основным экспортным товаром являются томаты (128,8 миллиона долларов); золото (81,4 миллиона долларов); очищенный фундук (62 миллиона долларов) и полиэтилен – 57 миллионов долларов.
Несомненно, определенную подмогу азербайджанским компаниям представляют заявки, поступающие на портал Azexport.az из 60 стран и достигшие по итогам трех кварталов суммы 355,8 миллиона долларов. Здесь также в лидерах — Россия (18,2% присланных запросов), Турция (6,7%), Украина (6,3%), Индия (4,9%) и США (4,6%).
Для стимулирования экспорта продукции со стороны правительства Азербайджана обеспечивается участие национальных компаний на международных выставках единым стендом. Успешным опытом этого можно считать прошедшую с 7 по 11 октября в Кельне (Германия) международную продовольственную выставку ANUGA, на которой азербайджанские компании подписали 30 соглашений по экспорту местной продукции.
Однако, даже учитывая все перечисленное, поставки за рубеж продукции ненефтяного сектора составили лишь 13,1% от общего экспорта страны. Показатель весьма скромный, а с учетом роста цен на нефть и намеченного на 2018 год начала добычи природного газа с месторождения "Шахдениз", может еще больше сократиться.
Для роста экспортного потенциала ненефтяного сектора необходимо ускорить ввод в строй предприятий по выпуску готовой продукции. Даже беглый обзор ассортимента экспортируемых товаров показывает, что пока взято направление на сырьевую составляющую – томаты, фундук, хлопок и далее.
К примеру, пока быстрыми темпами увеличивается экспорт хлопка-сырца (за девять месяцев этого года выросший в 8,5 раза, до 27,054 миллиона долларов), следует запускать предприятия по выпуску готовой одежды и текстиля.
В 2018 году ассортимент азербайджанской продукции должен пополниться продукцией строящегося в Нефтчале автомобильного завода и фармацевтических предприятий, возводимых в Пираллахинском промышленном парке. Но в то же время необходимо ускорить работы по вводу в строй предприятий по выпуску готовой продукции металлургической промышленности и машиностроения.
В Стратегических Дорожных картах перед каждым из 47 ведомств поставлены конкретные задачи и планы, и указано проведение мероприятий в определенные сроки. И нынешний рост цен на нефть ни в коем случае не должен снизить контроль властей над госчиновниками, ответственными за исполнение программ по развитию ненефтяных отраслей экономики.
Центр анализа экономических реформ и коммуникации создан Указом Президента Азербайджанской Республики от 20 апреля 2016 года.
Целью деятельности Центра является разработка предложений, а также среднесрочных и долгосрочных прогнозов для реализации экономических реформ путем проведения анализов и исследований на макро- и микроэкономическом уровне.