Александра Зуева, Sputnik Азербайджан.
В последние дни между отрядами курдских вооруженных формирований пешмерга и иракскими военнослужащими происходят боестолкновения в Киркуке. О том, какого развития событий ждать в этом регионе, Sputnik Азербайджан побеседовал с главным экспертом Американо-Азербайджанского фонда содействия прогрессу Алексеем Синицыным.
— Что сегодня происходит в иракской провинции Киркук?
— Ситуация в иракской провинции Киркук всегда была камнем преткновения в отношениях Багдада и курдов. Даже в 70-х годах, когда Саддам Хусейн решился предоставить курдам автономию, лидер курдских партизан Мустафа Барзани, отец нынешнего президента "Иракского Курдистана" Масуда Барзани, объявил провинцию курдской территорией, сорвав тем самым возможность достижения межнационального мира в Ираке.
После падения режима Хусейна временная американская администрация Пола Бремера сыграла на стороне курдов и фактически передала эту богатую нефтеносную провинцию под управление "Иракского Курдистана".
В 2014 году курдские боевые отряды пешмерга вошли в город Киркук, после того как слабая и неорганизованная иракская армия была выбита почти со всей территории одноименной провинции отрядами запрещенной радикальной террористической организации "Исламское государство" (ИГ). Курды действительно отстояли этот нефтеносный район и внесли решающий вклад в перелом войны с террористами.
Военно-политическую ситуацию, буквально, взорвал курдский референдум о независимости, результаты которого не признала ни одна страна в мире, даже Израиль, давний союзник курдов. США, Россия, Турция, Иран, Сирия выступили за сохранение единого иракского государства.
Однако я бы рассматривал ввод иракских войск в Киркук не как попытку восстановления государственного суверенитета на всей территории Ирака, а как операцию по переходу под контроль центрального правительства этого нефтеносного района с самыми крупными на севере страны месторождениями нефти.
По заявлению иракских военных, они не только вошли в столицу провинции, но и установили контроль над нефтяными месторождениями "Бей Хасан" и "Баба-Гургур", аэропортом, военной базой К-1 и другими объектами. Кстати, производственный процесс в нефтяном секторе провинции в ходе этой операции даже не был прерван.
— Но почему курды, которые имеют хорошо оснащенные бригады уже опытных бойцов пешмерга, не оказали правительственной армии особого сопротивления?
— Сейчас выясняется, что ополченцам шиитской милиции "Хашд аш-Шааби" удалось войти в Киркук после того, как лидеры "Патриотического союза Курдистана" (ПСК), Павел Талабани и Лахор Джанги – члены семьи покойного президента Ирака и основателя ПСК Джаляля Талабани – вывели формирования пешмерга, которые находились под их командованием.
Сопротивление было оказано только на юге провинции, где в перестрелках погибло несколько курдских и шиитских бойцов. Но в целом, пешмерга, 80% которых в Киркуке подчинено Талабани, отошли организованно, до подхода сил "Хашд аш-Шааби".
— Что же ждать от развития ситуации в регионе?
— Ситуация очень тревожная. Дело в том, что в Киркук вошли силы шиитской милиции "Хашд аш-Шааби", с лидером которой Хади Амери "Патриотический союз Курдистана", представляемый Павлом Талабани, заключил Соглашение по Киркуку. В офисе премьер-министра аль-Абади заявили, что армии был дан приказ "избегать конфронтации" с местными курдскими силами и "действовать только в рамках самообороны".
В то же время, власти "Иракского Курдистана" расценили последние события как "объявление войны народу Курдистана". Позже Масуд Барзани дал приказ курдским силам "открывать ответный огонь, воздерживаясь от наступления".
События в провинции Киркук – это, конечно, не война. Во всяком случае, сейчас. И восстановление конституционного порядка в этом регионе представляется вполне законным.
Однако, хотя "Хашд аш-Шааби" постановлением (ноябрь 2014 года) иракского парламента и подчинена центральному руководству, в то же время вооружена, подготовлена и на сегодняшний день финансируется Ираном.
У шиитов более чем сложные отношения с курдами, арабами-суннитами и даже с туркоманами. Сумеют ли шиитские ополченцы найти общий язык с местным населением – это вопрос.
Более того, уже есть данные, что курды массово покидают Киркук, а местные органы, над резиденциями которых сняты курдские флаги, переходят под управление арабов.
От крупных функционеров курдской партии "Движение за перемены" ("Горран") стало известно о содержании соглашения, подписанного ПСК и "Хашд аш-Шааби". Это весьма сдержанный документ из девяти пунктов, явно недискриминационного содержания по отношению к курдам, но укрепляющий позиции федерального правительства в регионе. На мой взгляд, он мог бы стать площадкой для переговоров между Багдадом и Эрбилем.
— А какова позиция США и других внешних игроков по сложившейся в регионе ситуации?
— Конечно, американцы, оперирующие в Ираке, которые являются союзниками и курдов, и Багдада в борьбе с ИГ, несут большую долю ответственности за происходящее сегодня в этой стране. Они хотя и протестовали против проведения референдума по независимости "Иракского Курдистана", явно делали это слишком вяло. В результате мы имеем несколько чрезвычайно опасных вызовов. Первый — военные действия между Эрбилем и Багдадом.
Второй — конфликт между Демократической партией и Патриотическим союзом в самом "Иракском Курдистане", а история знает настоящую гражданскую войну между этими силами. К тому же в Курдистане есть и другие игроки – ПКК, "Горран", езиды и прочие. Все они имеют свои вооруженные формирования.
Третий вызов – это реанимация ИГ. В ночь на вторник террористы перешли в наступление и даже заняли две деревни в провинции Киркук.
Американцы, кажется, на какое-то время потеряли контроль над ситуацией. В заявлении возглавляемой США международной антитеррористической коалиции вообще сказано, что "взаимодействие" между иракскими и курдскими силами в понедельник возле Киркука было не "атаками", а "недоразумением". Сейчас США грозят прекратить финансовую помощь центральному правительству, если военное давление на курдов будет продолжаться. Но особенной дипломатической активности Вашингтон пока не проявляет.
Я думаю, что в целом позиции США и России по ситуации в Киркуке совпадут. Необходимы прямые переговоры между Эрбилем и Багдадом, на которых будут рассмотрены не только вопросы государственного устройства, но и справедливого раздела доходов от нефтяных месторождений всего иракского севера. Главное — это не допустить интернационализации конфликта со стороны региональных игроков, особенно Ирана.
На мой взгляд, арабы и курды не перешли еще все "красные линии" и военного конфликта внутри Ирака можно избежать. Но наибольшие усилия в этом направлении должны приложить именно США.