Фестиваль в Каннах как альтернатива венецианскому, задумывался еще в довоенное время, но бурно развивающиеся события в Европе помешали этому. Однако после победы союзников над фашизмом задуманное в 1946 году удалось претворить в жизнь. Канны стремительно набрали невиданный авторитет в мире кинематографа.
В 1958 году Каннский кинофестиваль был буквально потрясен советской кинокартиной "Летят журавли" режиссера Михаила Калатозова. В первый и последний раз советская картина получает гран-при Каннского фестиваля "Золотую пальмовую ветвь", а исполнительница главной роли Татьяна Самойлова становится звездой планетарного масштаба. 23-летняя актриса из СССР стала лауреатом Премии жюри XI Каннского фестиваля "Апельсиновое дерево" как "самая скромная и очаровательная актриса".
Но самым главным достижением создателей фильма было то, что благодаря фестивалю стал возможен широкий прокат фильма на территории СССР. На родине этот киношедевр должным образом не оценили. Более того, в прессе выходили критические заметки.
В чем же было дело? Как известно, фильм начинается со сценария. Пьесу "Вечно живые" драматург Виктор Розов написал еще в 1944 году. Она стала широко известной после того, как ее блистательно поставил Олег Ефремов на сцене им же созданного молодого театра "Современник". Потом по просьбе Калатозова Розов написал сценарий фильма. Однако чиновники от кино решили, что поступок главной героини фильма Вероники не соответствует образу советской девушки, а после того как Никита Хрущев допустил нелитературное выражение, характеризуя героиню фильма, картину вообще могли запретить.
Спас положение великий французский режиссер Клод Лелуш. В конце 50-х он еще не был великим, но к его мнению прислушивались. Он снимал в СССР документальный фильм и стал свидетелем съемок "Летят журавли". По приезду во Францию он поставил в известность организаторов Каннского фестиваля о том, что в СССР снимается необыкновенный фильм о войне. Конец этой истории закончился "Золотой пальмовой ветвью".
Как я писал выше, особым успехом пользовалась Татьяна Самойлова. Западные журналисты тут же окрестили ее "советской Брижит Бардо". Великий Пабло Пикассо не жалел высоких эпитетов, говоря об актрисе. Франция была от нее без ума. Кроме "Апельсинового дерева", ей в 1959 году была присуждена Большая премия Французской академии кино за лучшее исполнение женской роли в нефранцузском фильме, а годом позже — премия Французской академии кинематографии "Хрустальная звезда".
Татьяна Самойлова получала заманчивые предложения от западных кинопродюсеров, в том числе приглашение сняться в роли Анны Карениной. Именно в то время министр культуры Екатерина Фурцева сказала, что Анну Каренину Самойлова сыграет в советском фильме. Так и получилось, и до сих в мире нет актрисы, которая смогла бы сыграть Каренину лучше, чем это сделала Самойлова. Однако в целом судьба у актрисы не сложилась, она долгое время не снималась, испытывала нужду и одиночество. Умерла "советская Брижит Бардо" три года назад.
Не так давно, не дожив до шестидесятилетия фильма "Летят журавли", умер любимец миллионов, народный артист СССР Алексей Баталов. Он прожил долгую и интересную жизнь и, в отличие от Самойловой, был востребован и до конца своей жизни вел достаточно активный образ жизни.
Давно уже покинули этот мир кинорежиссер Михаил Калатозов и гений операторского искусства Сергей Урусевский. Он фактически в этом фильме выступил как сорежиссер. Калатозов сам начинал как оператор и чувствовал, когда изображение может говорить лучше слов. Урусевский отказался от громоздкой аппаратуры и взял камеру в руки. Он впервые блестяще использовал круговую съемку, поставив камеру на специальные рельсы (помните фрагмент смерти главного героя). Мир был потрясен великим операторским искусством Сергея Урусевского, а в кино у него немедленно появились последователи по всей кинематографической планете.
Совсем недавно по одному из каналов показывали "Летят журавли". Я взглянул на экран, задержался (думал, на несколько секунд) и больше не смог оторваться, хотя смотрел эту картину не один десяток раз. Блистательная работа создателей этого фильма, которые шестьдесят лет назад гениально перенесли на экран эту историю, сделав ее классикой кинематографа. Пронзительную историю любви, которую не смогла уничтожить война.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.