Суперзвезда советского кинематографа, народный артист РСФСР Георгий Юматов родился 11 марта 1926 года в Москве. Он был коренным москвичом, но с детства, несмотря на то, что никогда не видел моря, мечтал стать моряком. Да, да, не актером, не знаменитым артистом, а именно моряком! Для этого Георгий делал все возможное: прекрасно учился в школе, был великолепным спортсменом.
Однако грянула война. Юматов, окончив военно-морскую школу, пошел служить юнгой на торпедных катерах в составе частей Азовской и Дунайской флотилий, принимал участие в боевых действиях.
Согласитесь, все перечисленное в судьбе Юматова довольно далеко от кинематографа. Но в жизнь молодого человека вмешался Его Величество Случай. В 1946 году именитый режиссер Григорий Александров совершенно случайно приметил паренька с нужной ему внешностью и пригласил Георгия на маленькую роль в своем знаменитом фильме "Весна". Ну а дальше…
Александров привел талантливого фронтовика к Сергею Герасимову, когда тот набирал очередной курс. Мэтр советского кино после прослушивания Юматова однозначно отрезал: "Мне его учить нечему! Самородок!" и рекомендовал Георгия в театр киноактера.
Так, не получив актерского образования, бывший юнга и артист-самородок начал свою дорогу в искусстве. "Молодая гвардия", "Повесть о настоящем человеке", "Три встречи", "Вихри враждебные", "Адмирал Ушаков", "Корабли штурмуют бастионы", "Герои Шипки" — эти фильмы и персонажи, которых создал в этих картинах Юматов, сделали начинающего актера узнаваемым широкой публикой.
Однако популярность пришла к нему с выходом на экраны фильмов "Разные судьбы", поставленного Леонидом Луковым, и "Они были первыми" режиссера Егорова. Великолепное актерское мастерство Юматов продемонстрировал в фильмах "Жестокость" и "Очередной рейс" – эти картины сделали его одним из самых любимых актеров советского кино. Как блистательно он сыграл роль Веньки Малышева, честным словом поручившегося за жизнь сдавшегося в плен казачьего атамана Лазаря Баукина и покончившего жизнь самоубийством в финале фильма "Жестокость", поставленного Владимиром Скуйбиным по одноименной повести Павла Нилина.
На меня еще в детские годы большое впечатление произвела картина "Порожний рейс", где Юматов играл жуликоватого водилу Николая Хромова. Его герой, несмотря на то, что журналист, которого он подвозил, собирался раскрыть все его делишки, спасает тому жизнь…
Актер сочно показал все эти неожиданные повороты в жизни своего героя и хотя его герой совершил уйму нехороших поступков, симпатии зрителей были на стороне персонажа, сыгранного Юматовым.
Популярность актера росла, но вместе с этим и росло его увлечение алкоголем. Это здорово мешало ему развиваться, однако, когда в 1969-м творческая группа фильма "Офицеры" обсуждала кандидатуру на главную роль, у авторов сценария Бориса Васильева и Кирилла Рапопорта сомнений не было – красного командира Алексея Трофимова должен играть только Георгий Юматов. Актер с задачей справился блестяще! Юматов совместно с Василием Лановым сыграли служивых людей, для которых важны не награды и бытовые удобства, а офицерская честь, которую они ценят выше всего. Эта роль сделала Юматова знаковым актером советского кино и завоевала для артиста на многие годы постоянную любовь зрителей.
Он снимался и дальше и в довольно популярных фильмах. "Петровка, 38", "Огарёва, 6" и "ТАСС уполномочен заявить", где у Георгия Юматова были крупные роли, но народ его любил и ценил за "Офицеров".
Однако, в 90-е годы даже для такого популярного актера как Юматов работы не находилось. Жить стало совсем туго. Болезни начали давать о себе знать все сильнее и длительней. Актер все чаще прикладывался к бутылке и в один из таких дней совершил убийство. После многочисленных обращений актерско-режиссерской гвардии Юматова помиловали, но после той трагедии актер часто и много болел. Серьезно болело сердце, подводила нервная система.
Свою последнюю роль Шкипера Кузина идол молодежи и сердцеед 50-60-х годов исполнил в канун своего семидесятилетия в криминальном телесериале "Транзит для дьявола". Но озвучить ее не успел… Георгий Юматов ушел из жизни 4 октября 1997 года.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.