БАКУ, 8 окт — Sputnik, Ильхам Ахмедов. Профессиональный исполнитель на древних азербайджанских музыкальных инструментах — балабане и зурне — Алиджавад Джавадов, прожил тяжелую, но очень интересную и плодотворную жизнь. И череда трудностей в жизни только еще больше привязывала его к любимому делу.
Напомним, что зурна и балабан — язычковые деревянные духовые музыкальные инструменты с двойной тростью. Азербайджанский балабан широко используется в составе оркестров, ансамблей, а также ашугских и прочих фольклорных исполнительских групп. Он входит в состав ашугского ансамбля, духовым же народным ансамблем можно считать гоша зурна (две зурны) в сопровождении балабана. В Азербайджане балабан также называют дюдюк (азерб. düdük). На зурне играют большей частью на открытом воздухе, в закрытых помещениях её обычно заменяют балабаном или дудуком.
Джавадов родился в селе Мюдирса Исмаиллинского района, ему 73 года. К серьезным занятиям музыкой он пришел после того, как пережил самую большую трагедию в своей жизни.
В 1975 году в его доме случился пожар, вся его семья погибла. "Я остался один. Нетрудно представить, как себя чувствует человек, потерявший своих детей. Сам я долго лежал в тяжелом состоянии в ожоговом отделении пятой больницы в Баку", — рассказывает он Sputnik Азербайджан.
Он много думал, размышлял о своей жизни, но все же решил, что надо жить дальше: "До этого я немного играл на зурне и балабане. Но одного только желания тут недостаточно. Я понял, что надо заниматься серьезней".
Спустя некоторое время Джавадов снова женился, постепенно, хоть и с трудностями, начал заново налаживать жизнь.
Большую роль в его становлении как исполнителя на зурне и балабане сыграли произведения известного музыканта Али Керимова.
"Он сыграл большую роль в развитии Ширванской ашугской школы. Я всегда включаю в свой репертуар его произведения. Нагара Кероглу, Хейвагюлю (цветок айвы), Алчагюлю (цветок алычи), Бановша (фиалка)… Вообще, многие популярные музыканты в этой сфере учились у Али Керимова", — продолжает Джавадов.
Специального музыкального образования он так и не получил, поэтому долгое время в творческих кругах его как музыканта и композитора не принимали.
Но он не падал духом: "На встречах с музыкантами я демонстрировал свои способности. Создание мелодий, вообще умение играть на инструментах – оно у человека от природы. У меня в роду не было людей с музыкальными способностями".
Сегодня мелодии Джавадова внесены в "Золотой фонд" государственного азербайджанского радио. О нем написано в Государственном архиве литературы и искусства АР.
Музыкант уверен, что и зурна, и балабан – это инструменты, пропитанные национальным духом. У человека, который слушает звуки зурны, появляется непреодолимое желание бороться.
При этом музыкант уверен, что на зурне надо исполнять только национальную музыку.
"Я обычно не играю на гаразурне (черная зурна, одна из разновидностей зурны – ред.) зарубежные мелодии. Хотя многие заказывают, и предлагают хорошие деньги. Я стараюсь сохранить своеобразие и неповторимость этого инструмента", — говорит Джавадов.
Между тем, он является не только исполнителем, но и создателем семи новых духовых инструментов, схожих с балабаном. Примечательно, что Джавадов изготовил их из отходов различных материалов. При этом музыкант уверен, что эти инструменты, которые имеют свои названия и особое звучание, смогут обогатить состав оркестра народных инструментов. Он дал им названия — бам балабан (bəm balaban), зумзума (zümzümə), нейвари (neyvari), бам зурна (bəm zurna), тюлак (tülək) и бунгар (bunqar). В настоящее время все они хранятся в различных музеях республики.
У Джавадова также собрана коллекция древних музыкальных инструментов, в которой есть также духовые, относящиеся к III веку до нашей эры, к эпохе бронзового века.
Музыкант сожалеет, что зурна в последнее время теряет популярность у молодежи: "Было время, они (зурна и балабан – ред.) всегда звучали на свадьбах. Правда, в городах в ресторанах эти духовые инструменты используют, но древность и самобытность, как раньше, не чувствуются. И к тому же зурну подключают к усилителям звука, тем самым теряется ее подлинное звучание. Раньше даже ханенде не пели в микрофон. А сейчас каждый, у кого есть хоть какой-то голос, уверяет, что он профессиональный певец".
Сегодня музыканты и искусствоведы признали совершенство созданных Алиджавадом инструментов. А сам он размышляет над созданием новых.
Музыкант часто повторяет, что творческий потенциал нашего народа очень высок. А главное, Джавадов уверен, что если народ не ценит свои уникальные духовные ценности, рано или поздно это оставит в его жизни болезненные и трудно заживляемые следы. А значит, народ, который создает великие ценности, должен всегда стараться их беречь и хранить.