БАКУ, 2 сен — Sputnik. Прогуливаясь по одному из бакинских парков, читатель Sputnik Азербайджан Самир Гулиев увидел коляску с грудным ребенком, возле которой находился молодой мужчина.
"У парня были ярко выраженные признаки наркомана. Неадекватная и заторможенная реакция сильно настораживала. Особенно было страшно за жизнь младенца в коляске, которого мог забрать с собой любой прохожий", — рассказал бакинец, которого обеспокоила эта ситуация.
В тот момент Гулиев задумался о том, что ребенка следовало бы забрать социальным службам, но вдруг понял, что не знает, куда в таких случаях надо обращаться. Стоявшие неподалеку водители такси рассказали, что хорошо знают молодого отца. Он вместе со своей семьей живет неподалеку. Притом, мать малыша тоже потребляет наркотики, так что семья достаточно проблемная.
Гулиев был в растерянности от своего бессилия помочь.
В азербайджанских СМИ периодически публикуются статьи о жестоком обращении родителей, в результате чего гибнут дети. Но ведь все эти трагедии можно было бы предотвратить, если бы общество было более бдительным. Однако, люди стараются не вмешиваться в чужие семейные дела, чтобы не навлечь на себя лишних проблем.
По словам жительницы находящегося в пригороде Баку молодежного городка "Абшерон" Сабины Алиевой, зимой одну из квартир на их этаже стала снимать мать с двумя детьми. Это были мальчик примерно шести лет и полутрагодовалая дочка. Как-то вечером мальчик в панике стал стучать в соседские двери в надежде на помощь взрослых. Как оказалось, их квартиру затопило и ребенок не знал, как перекрыть воду. Сбежавшиеся соседи помогли ему закрутить краны. На вопрос, где его мать, ребенок ответил, что она ушла на работу и скоро придет. Ребенок рассказал, что он присматривает за младшей сестрой, пока матери нет дома.
На следующий день картина с водой повторилась. Затем соседи стали замечать, что мать ребенка каждый вечер оставляет детей, уходит в неподобающем виде из дома и возвращается только на следующий день. После очередного потопа хозяин квартиры попросил женщину съехать.
Между тем, по словам руководителя приюта Реинтеграционного центра Союза детей Азербайджана Кямали Агазаде, когда окружающие видят жестокое или неправильное обращение с ребенком, они непременно должны обращаться в полицию по номеру "102". Также в Союзе детей Азербайджана действует "горячая линия" — 511 34 09.
В идеале подобными вопросами должны заниматься социальные работники, например, представители исполнительной власти (ИВ) районов. Дело в том, что при ИВ имеется комиссия по вопросам опекунства и защиты прав несовершеннолетних, где выносятся соответствующие решения по ограничению родительских прав, ведутся исследования состояния семьи. Однако, там нет социальной службы. Процедура же лишения родительских прав достаточно длительная. Немедленную реакцию могут дать только правоохранительные органы.
"Если ребенок находится один дома и его жизни угрожает опасность, то соседи должны немедленно позвонить и известить службу "102". В то же время следует направить информацию в ИВ. По закону участковый инспектор полиции должен немедленно отреагировать на это сообщение и выяснить ситуацию", — сказала правозащитница.
По ее словам, практика общественного порицания подобных случаев не так сильна в Азербайджане, поэтому в убежище приводят очень мало детей. Она напомнила случай с четырехлетней Ягмур, которая была избита матерью и ее сожителем, после чего выброшена на улицу в одном нижнем белье. Позже ребенок признался полиции, что ее всегда били. Кроме того, синяки на теле свидетельствовали о систематических побоях девочки.
Сегодня в приюте у Агазаде воспитываются 37 детей. В основном это девочки. Среди них дети от двух до 18 лет.
"К сожалению, в прессе распространяют информацию об участившихся случаях сексуального насилия в отношении несовершеннолетних. Однако, чаще всего к нам поступают дети, находящиеся без присмотра, живущие на улице. Это дети женщин и мужчин, создавших вторые семьи, и оставленные на попечение бабушек", — пояснила Агазаде.
Надо сказать, что спасением детей очень сложно заниматься в одиночку. Приюту нужна помощь в лице государственных ведомств. Например, министерства труда и социальной защиты населения АР. И хотя несколько лет назад в министерстве выступили с громким заявлением относительно учреждения института социального работника, воз и ныне там.
До сих пор никто не видел в лицо социального работника, который бы проверял детей в проблемных семьях, организовывал патронажную службу для одиноких стариков и больных, а также инвалидов.
Как рассказала Агазаде, за все годы существования приюта в Минтруда ни разу не поинтересовались состоянием воспитываемых там детей.