Виталий Арьков, руководитель экспертно-аналитической сети PolitRUS
Отношения между Азербайджаном и Турцией, народами двух стран и лидерами этих государств сегодня таковы, что в гости друг к другу можно приезжать и без приглашения, и без особой программы визита — просто обсудить текущую повестку за чашкой чая или рюмкой чего покрепче. К слову — отношения, схожие с теми, что можно наблюдать между Азербайджаном и Россией.
И именно отношения с этими двумя влиятельными соседями до недавнего времени оказывали сильное влияние на внешнюю политику Азербайджана. С некоторых пор влияние значительно усилил также соседний и родственный Иран, освободившийся в последний год правления Барака Обамы из-под основного гнета международных санкций и вернувшийся на мировую арену не только как крупный экспортер углеводородов.
Иранская тема, вероятно, также может быть в повестке переговоров азербайджанского лидера Ильхама Алиева со своим турецким коллегой Реджепом Тайипом Эрдоганом. Последнему, очевидно, ни с кем не хочется делить свое огромное влияние в Стране огней: ни с формально вновь партнерским Кремлем, ни (тем более!) с таким своим соперником за доминирование в регионе, как режим аятолл.
Что до сотрудничества в газовой сфере, то и здесь Анкаре хотелось бы полностью контролировать Баку, к чему, собственно, все и идет со строительством Трансанатолийского газопровода (TANAP). А вот в случае принятия-таки Ашхабадом ожидаемого многими решения о присоединении к Южному газовому коридору подобные рычаги давления на партнеров появятся уже и у самого Азербайджана.
Очевидно, что даже при выходе на проектную мощность "Шахдениз-2" не сможет покрыть растущих потребностей Турции в природном газе, и без закупок российского (или туркменского, в крайнем случае — иранского) топлива ей не обойтись.
После запуска "Турецкого потока" газовая зависимость Анкары от Баку ослабнет, следствием чего может стать изменение тональности анатолийской стороны: в словах Эрдогана не исключено появление жесткости и ультимативности (чем он прекрасно владеет).
В свете этого со стороны Баку опрометчиво было бы углублять отношения с Анкарой в ущерб отношениям с Москвой и Тегераном – лишь продолжение нынешней политики мудрого балансирования сохранит за Баку возможность определенной независимости и заинтересованность в нем со стороны всех трех влиятельных соседей.
В истории с возможным присоединением Турции к ЕАЭС, на мой взгляд, больше шантажа со стороны Анкары своих европейских и американских партнеров, фактически отказавших ей во вступлении в Евросоюз (впрочем, сама Турция давно туда не стремится) и "развода" Москвы на дополнительные преференции для турецкого бизнеса.
Мне сложно представить присоединение Турции к ЕАЭС, как это происходило ранее с Арменией и Киргизией, поскольку таковое означает признание доминанты России и Казахстана как основных операторов данного проекта.
Не стал бы исключать подписания некоего документа о широком партнерстве с ЕАЭС или ассоциированного членства. Если подобный формат не прописан в уставе ЕАЭС, то ради такого дела Москва быстро все исправит, а все ее партнеры по союзу — поддержат. Включая зависимую от российской поддержки Армению.
Но даже при таком развитии ситуации я сильно сомневаюсь, что Анкара станет в реальности агитировать Баку также присоединиться к ЕАЭС. На словах – может быть, но на практике, напротив, делать все возможное и невозможное для предотвращения подобного, так как в этом случае она утратит значительную часть своего влияния на Азербайджан, а это идет вразрез с неоосманскими планами господина Эрдогана.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.