БАКУ, 18 авг — Sputnik. Не исключено, что в будущем при принятии решения о расширении мощностей Трансадриатического трубопровода (ТАР) по нему будет транспортироваться российский газ. Об этом Sputnik Азербайджан заявил руководитель Центра нефтяных исследований Caspian Barrel Ильхам Шабан.
Президент США Дональд Трамп 2 августа подписал закон, вводящий новый пакет антироссийских санкций. Под действие нового закона могут попасть компании Royal Dutch Shell, Engie, Wintershall, OMV и Uniper, решившие инвестировать 4,75 миллиарда евро в строительство газопровода "Северный поток-2".
Вторую ветку "Турецкого потока" Россия намеревалась вывести в европейскую часть в районе турецко-греческой границы — район Ипсала, напоминает Шабан. Именно в этой местности предусматривается пересечение границы с Европейским союзом азербайджанским газом, идущим по Южному газовому коридору, где Трансанатолийский трубопровод (TANAP) соединяется с Трансадриатическим трубопроводом (ТАР).
"Это возможно, если Россия и Европейский союз урегулируют свои взаимоотношения в рамках Третьего энергетического пакета, и после этого, возможно, российский газ пойдет по ТАР", — подчеркнул Шабан.
Но это не означает, что 15,75 миллиарда кубометров российского газа по второй ветке "Турецкого потока" можно будет поставлять по ТАР, который планируется расширить на 10 миллиардов кубометров, заявил эксперт. Третий энергетический пакет означает, что одна из сторон может прокачать по этой трубе только 50% своих ресурсов.
"То есть, речь может идти о пяти миллиардах кубометров. Россия может надеяться лишь на прокачку трети своего газа по второй ветке "Турецкого потока". Участвуя в тендере на свободные мощности и выиграв его, Россия может прокачать не больше пяти миллиардов по ТАР", — подчеркнул руководитель Центра нефтяных исследований.
По его словам, в трубопроводе OPAL для транзита природного газа по территории Германии Россия смогла оставить за собой до 90% по мощности. Речь идет об исключительном праве российского "Газпром" на 50%, и о 40% мощностей (приблизительно 10,2 миллиарда кубометров газа в год), приобретенных на аукционах после разрешения Европейской комиссии. OPAL является своеобразным продолжением российского трубопровода "Северный поток".
"Разрешение России предоставили в связи с отсутствием альтернативного источника газа. И тем самым Евросоюз решил не оставлять трубу пустой. В случае с ТАР вариантов с альтернативными поставками топлива в избытке. То есть, кроме азербайджанского газа, речь может идти о "голубом топливе" из стран Ближнего Востока и других источников", — подчеркнул Шабан.
Говоря о реализации российского проекта "Северный поток-2" в свете введения США санкций против России, эксперт отметил, что вопрос остается открытым. "Сейчас трудно что- либо сказать, все будет зависеть от того, насколько серьезно к этому отнесется Запад. Не имеет значения, какие западные компании принимают участие в российском проекте. Возможно, Запад даже захочет, чтобы Россия все построила за счет собственных средств, и лишь тогда они закроют на все глаза. Здесь очень много нюансов, и однозначно ничего нельзя утверждать", — добавил руководитель Центра.
Относительно перспектив поставок на рынки Евросоюза по Южному газовому коридору туркменского газа эксперт отметил, что при низких ценах на "голубое топливо" на мировых рынках его будет коммерчески нерентабельно отправлять по трубопроводам протяженностью пять тысяч километров.
"Цена на "голубое топливо" должна быть как минимум в два раза больше, чем нынешняя. То есть, если сегодня цена на уровне 200 долларов за тысячу кубометров, то она вырасти вдвое, чтобы туркменский газ было рентабельно транспортировать в Европу", — заявил Шабан.
Акционерами ТАР являются: BP – 20%, Государственная нефтяная компания АР (SOCAR) – 20%, Snam – 20%, Fluxys – 19%, Enagás – 16%, Axpo – 5%.
Акционеры TANAP: SOCAR – 58%, BOTAŞ — 30%), ВР — 12%.
Первые поставки азербайджанского газа по TANAP в Турцию ожидаются в 2018 году в объеме шести миллиардов кубометров в год. В начале 2020 года газ в объеме 10 миллиардов кубометров по ТАР будет поставляться в страны Европы.