Артем Кирьянов, член Общественной палаты РФ
Не секрет, что рядовые граждане Соединенных Штатов имеют слабое представление как о географическом, так и политическом положении своей страны, уже давно определенной отцами-основателями США как "город на Холме". На личном примере я это почувствовал, когда пришлось объяснять разницу между Грузией и одноименным штатом великой державы преподавателю истории в американской средней школе.
В этом смысле населению США любые санкции в отношении стран, не являющихся штатами единственного государства, имеющего "библейские истоки", представляются как законный урок наставника ученикам. Особенно синдром наставника стал преобладать после распада СССР, который американской политической наукой и истеблишментом был однозначно воспринят как победа в "холодной войне" над Империей Зла.
Однако, такой "американоцентризм" имеет и оборотную сторону – прямую зависимость внешней политики от того, что происходит в рамках жесткой двухпартийной системы государства. И эта зависимость тем сильнее, чем слабее понимание простого гражданина о мире, лежащем вокруг "земли обетованной".
Председатель Государственной Думы Вячеслав Володин, выступая на молодежном форуме "Территория смыслов", подчеркнул этот момент, заявив: "Политики Соединенных Штатов как мантру повторяют обвинения, что Россия вмешалась в президентские выборы. При этом не приводят никаких доказательств, что, впрочем, не мешает им придумывать и вводить новые ограничения в отношении России. При этом совершенно понятно, для чего они это делают: чтобы зафиксировать в сознании американцев, что именно по этой причине их Демократическая партия продула выборы". В этом контексте и надо искать ответы на многие вопросы.
Во-первых, о релевантности санкций. Пока что они релевантны только внутренней политической повестке США, которые даже вопросы международной борьбы с терроризмом сводят к местечковым политическим разборкам.
Во-вторых, о сроке санкций в отношении России со стороны США. Этот срок не может быть определен в связи с отсутствием объективного предмета рассмотрения, и будет зависеть только от того, станут ли политиками первой категории в США люди, способные взять на себя ответственность за исторические решения.
К сожалению, на данном этапе личностей, подобных Рузвельту, Кеннеди, на худой конец, Никсону, на небосклоне американской политики не видно.