БАКУ, 10 июл — Sputnik. В Гамбурге состоялся саммит "Большой двадцатки" (G20). На полях саммита был обсужден ряд важных моментов, в том числе вопросы глобальной экономики, энергетики, климата и международного терроризма. Также состоялись двусторонние и трехсторонние встречи. О том, какими видятся итоги G20, Sputnik Азербайджан побеседовал с аналитиком Группы компаний "ФИНАМ" Алексеем Кореневым.
- Что можно в настоящее время сказать о встрече президентов РФ и США?
— Встреча президентов Путина и Трампа на G20 явилась важнейшим событием всего саммита. По итогам встречи не планировалось подписания каких-либо документов, это было скорее "нащупыванием" точек взаимодействия и обсуждением наиболее проблемных моментов российско-американских взаимоотношений.
Характерно, что назвать беседу исключительно ознакомительной тоже нельзя – некоторые вопросы в ходе дискуссии обсуждались довольно жестко.
Обе стороны дали понять, что их позиция по определенным аспектам остается непреклонной и требует длительного и непростого обсуждения для выработки взаимоприемлемых путей выхода из сложившихся тупиков.
К блоку "проблемных точек" взаимоотношений двух держав можно отнести обсуждавшиеся на встрече вопросы кибербезопасности и обвинений со стороны Запада в оказании влияния на выборы в других государствах, ситуацию на Украине, а также темы, касающиеся Сирии и признания Соединенными Штатами легитимности президента Башара Асада.
По многим другим вопросам, в частности, вреде протекционизма для мировой экономики, необходимости борьбы с "налоговыми гаванями", задач противодействия терроризму и отслеживания денежных потоков радикальных организаций, было достигнуто полное взаимопонимание.
По итогам встречи оба президента высказали удовлетворение тем, как прошла сама беседа.
Однако, несмотря на в целом позитивную и конструктивную атмосферу встречи президентов, не стоит ожидать каких-либо мгновенных сдвигов во взаимоотношениях США и России. Объемы и сложность накопившихся проблем и взаимных претензий таковы, что потребуют длительной и кропотливой работы по налаживанию полноценного взаимодействия.
- А встреча Путина с канцлером Германии Ангелой Меркель и президентом Франции Эммануэлем Макроном?
— Данная встреча носила более предметный характер и проходила в основном под флагом обсуждения ситуации на Украине. В связи с явно наметившейся "пробуксовкой" Минских соглашений было принято решение о проведении телефонных переговоров в "нормандском формате", что предполагает участие в нем президента Украины Петра Порошенко.
Стоит отметить заметно выросший за последнее время политический вес позиции Франции. Президент Макрон определенно является одним из наиболее сильных лидеров сегодняшней Европы и весомым противовесом Ангеле Меркель, чье доминирование в европейской политике последних лет, казалось, стало уже привычным.
Россия поддержала европейцев по двум ключевым для Германии вопросам – борьба с глобальным потеплением и поддержка свободной торговли, где сторонам удалось достичь компромисса. На саммите G20 все участники, кроме Турции, подтвердили свою приверженность Парижскому соглашению по климату, что ставит США, вышедшие из соглашения, в несколько неловкую позицию.
- Путин встречался с Макроном и отдельно, каковы ожидания от этой встречи?
— Встреча президентов Путина и Макрона также изначально не предполагала подписания каких-либо документов. По существу, она носила для глав двух государств "ознакомительный" характер на фоне ухудшившихся после введения против России санкций отношений.
Обсуждались в основном двусторонние связи и проблема Сирии. Характерно, что встреча проходила в Версале, где дипломатические приемы — колоссальная редкость.
- Как можно охарактеризовать итоги G20 в целом?
— Для России этот саммит в целом и трехсторонняя встреча в частности, стал подтверждением того, что страна является полноценным участником мировой экономической и политической жизни, к чьему мнению прислушиваются и чьи интересы уважают и стараются принимать в расчет.
- Будут ли, по-вашему, соблюдаться договоренности по Сирии?
— Несмотря на то, что на всех трех встречах руководителей государств проблема Сирии неизменно и довольно подробно обсуждалась, не стоит ожидать резких и быстрых сдвигов в ситуации на Ближнем Востоке в кратчайшие сроки.
Формат встречи не предполагал принятия каких-либо обязательств сторонами и преследовал, скорее, цель определения точек соприкосновения и направления возможных совместных усилий по урегулированию сирийской проблемы.