БАКУ, 9 авг — Sputnik. В приграничной с Ираном турецкой провинции Агры началось строительство заградительной стены протяженностью 144 километра, которая, по замыслу турецких властей, воспрепятствует нелегальному переходу государственной границы. О том, как это событие скажется на ирано-турецких отношениях, Sputnik Азербайджан побеседовал с востоковедом Евгением Бахревским.
- На каком уровне сегодня находятся отношения Турции и Ирана?
— Отношения Турции и Ирана всегда были и остаются непростыми. У этих двух стран имеется солидный багаж исторических претензий друг к другу. К тому же, в наше время обе страны имеют схожие по типу идеологически несовместимые претензии на лидерство в мусульманском мире.
При этом у Турции и Ирана накоплен не только многовековой опыт противостояния, но и опыт соседства, взаимодействия и сотрудничества, который также не нужно недооценивать.
Отношения сложные, как всегда, но в то же время во всех смыслах перспективные, так как по многим международным вопросам позиции стран совпадают или близки.
- Что можно сказать о позициях двух стран по сирийскому кризису?
— Здесь между ними очень острые противоречия. Турция и Иран поддерживают противоборствующие в конфликте стороны и имеют разное видение будущего в регионе.
Однако, заявленная цель — сохранение единой Сирии — и обеспокоенность вмешательством множества иностранных игроков в конфликт заставляют их взаимодействовать. Благодаря усилиям России Турция и Иран стали участниками переговоров в Астане.
- Сейчас, когда у Ирана сложные отношения с США, могут ли находящиеся на территории Турции системы ПРО НАТО создать проблемы между ними?
— Сейчас у Турции самые худшие отношения с США за последние 100 лет. Системы ПРО и прочая натовская инфраструктура в Турции — одна из главных претензий Ирана к Турции, но эта ситуация возникла десятки лет назад и стала беспокоить Иран со времен Исламской революции.
- Действительно ли Турции так нужна стена на границе с Ираном?
— Очевидно, что эта стена — не какое-то особое сооружение, имеющее отношение к турецко-иранским отношениям. Это — продолжение сооружений, построенных по границе Турции и Сирии, а также частично — Ирака, и целью их является борьба с группировками курдских левых националистов.
В Иране эта проблема также существует и для него она не менее неприятная, чем для Турции. Курдский сепаратизм — один из важнейших факторов, сближающих позиции Турции и Ирана в сирийском кризисе.
- Как может сказаться на Азербайджане возможное противостояние двух этих стран?
— Никакого особого противостояния между Турцией и Ираном, которое может повлиять на Азербайджан, не существует.