Президент США Дональд Трамп 2 августа подписал принятый конгрессом законопроект о новых санкциях против России, Ирана и КНДР. И главное здесь то, что все антироссийские санкции в корне противоречат протоколу о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО), подписанному пять лет назад.
Россия 17 лет подряд стремилась вступить в эту структуру и делала это, учитывая перспективы своих евразийских интеграционных проектов. В частности, стремилась к тому, чтобы все наши структуры в рамках общих правил ВТО, правил свободной торговли, развивались и могли наращивать торговый оборот со всем миром.
И тут были введены санкции, которые по сути находятся в полном противоречии с нормами ВТО. Эти санкции действуют уже три года, и никакой особой реакции от структур, которые отвечают за соблюдение норм ВТО, не последовало. Таким образом, грандиозный проект полноправной интеграции в мировой рынок из-за санкций дал трещину, что стало весьма чувствительным ударом по самой организации.
Новые санкции – это, среди прочего, удар по свободе торговли в энергетике. США, как настоящий гангстер, просто выдавливают Россию с европейского нефтегазового рынка. Видимо, они пытаются провернуть такую же операцию, как в Украине (стоит ли напоминать, что сын бывшего вице-президента Джо Байдена по странному совпадению вошел в совет директоров компании, получившей право на разработку сланцевых месторождений на Донбассе: ничего личного — просто бизнес).
Украине выгоднее покупать российский газ, уголь и прочее. Но ей выкрутили руки, ей поставили условия: "нет, вы покупаете уголь не по 60 долларов, а по 130, и американский". Пусть американская экономика будет загружена. И официальный Киев с каким-то патологическим мазохистским рвением на такие кабальные условия согласился.
То же самое — с газом для Европы. Получать газ по "Северному потоку" будет в два раза дешевле, чем создавать заводы по переработке американского сжиженного природного газа (СПГ). Но опять-таки, ЕС ставят в такую позицию: "не будете брать — отключим газ". Точнее, "не будете брать американский газ – отключим что-нибудь еще". Шантаж в чистом виде. И этому всему нет ни конца, ни края, в чем и заключается опасность: неизвестно, чем это все может закончиться.
Я бы не разделял существующей в России бравады: мол, "мы им еще покажем". Считаю, что мы, конечно, и "сами с усами", но надо было своей экономикой заниматься, а не лезть в ВТО ради этих замков из песка, которые сейчас как раз и посыпались.
Нет ВТО; нет никаких норм ВТО. Есть жесткий протекционизм, жесткий лоббизм. Америка встала на путь, который закончится тем, что свободная торговля будет сворачиваться. Она будет свободной в рамках отдельных соглашений. А про всемирную свободную торговлю можете забыть. Этого нет и, видимо, никогда уже не будет. В связи с этим проблема санкций очень серьезна.
Что касается преимущества этих санкций, то они действительно есть. Такая страна, как Россия, с ее международной политикой, ее суверенитетом и порой очень жесткой внешней политикой, должна быть самодостаточной. И санкции, а также наши контрсанкции, нам этот шанс дают.
Мы им частично воспользовались, но все-таки пока недостаточно. У России есть прогресс по сельскому хозяйству, продовольственной безопасности. У нас будут замкнутые циклы в оборонной промышленности, так как она вынужденно сейчас отказывается от контрактов с Украиной. А "оборонка" – это высокие технологии, и в дальнейшем очень широкий простор для самых различных высокотехнологичных производств.
Шансы все есть. Успеем ли мы до того, как нас грубо отрубят от европейского рынка, стать самодостаточной страной и диверсифицировать экономику – большой вопрос. Имеются объективные и субъективные факторы, которые нам это мешают сделать. Но, согласно нашему потенциалу, мы это сделать можем, тут вопросов нет.
Россия сегодня интенсивно развивает свои собственные интеграционные проекты. К примеру, она значительно продвинулась на азиатском направлении. Увеличиваются обороты, не могут не радовать изменения в структуре торговли. И, самое главное, политическое взаимодействие.
Когда начинают говорить об изоляции России, хочется сказать "изоляция – это как?". Горстка западных стран? Да, там может быть какая-то изоляция. Но вся Азия-то фактически за нас.
Россия может использовать это как в экономическом плане, так и в политическом. Плюс есть другие регионы и континенты. Есть Ближний Восток, где Россия резко усилилась и США просто не знают, что с этим делать. И у них периодически возникает ступор, потому что и Ирак, и Катар, и Сирия, и Турция и многие другие сейчас смотрят на Россию. И американцы не знают, как в свете всего этого себя вести.
Да, с Европой у России все сложно, и американцы действительно могут своим жестким давлением отрубить от нас европейские страны. Но могут и банально надорваться под тяжестью чрезмерного гегемонизма, учитывая существующие сегодня противоречия в западном блоке.
Прошло то время, когда США могли полностью диктовать политику Европейского союза. Потихоньку ЕС будет вести себя как более самостоятельный игрок — особенно, его ключевые члены.
Сегодня большой вопрос в том, что у России дальше будет с Европой. Так же, как неизвестно, что будет с самим ЕС, так как внутри него уже пошел конфликт между западной и восточной частями.
И когда говорят, что у России со всеми проблемы, хочется спросить: а у кого их нет? Покажите страну, регион, где нет проблем из-за того, что мир все более хаотизируется и развивается по непонятным сценариям.
По сути дела, санкции США в настоящее время — это их истерика. Они чувствуют, что почва уходит из-под ног, и понимают, что даже в западном мире они уже не безусловный гегемон. Штаты чувствуют также, что система однополярного мира не просто уходит, она трещит по швам.
Их гигантский долг, проблемы в экономике, в социальной сфере, расовые противоречия – это огромный букет проблем, к которому добавляется раскол между американской элитой и действующим президентом. И все это тоже неизвестно чем закончится.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.