Алексей Коренев, аналитик Группы компаний "ФИНАМ"
Надо понимать, что основным своим соперником на ближайшие десятилетия (если не столетия) США видят именно Китай.
Эта страна не просто развивается темпами, заметно опережающими общемировые (достаточно сказать, что за последние десять лет Китай употребил при строительстве бетона больше, чем США – крупнейшая экономика мира – за предшествующие сто лет). В силу огромной численности населения и крайне низкой себестоимости производимой там продукции эта страна составляет серьезную конкуренцию американцам в части потребления — при том, что львиная доля производимой в Китае электроники направляется как раз в США.
Обеспокоенность ведущей мировой державы, вырастившей у себя на груди кобру, размещая там по дешёвке свое производство, вполне понятна.
Немного неясно, о чем думали эксперты прошлых лет, построившие 100% производства iPhonе-ов и iMac-ов в Китае. Они и вправду полагали, что китайцы будут несколько столетий работать за бесплатно?
За прошедшее время китайцы сформировали вполне конкурентоспособное высокотехнологическое производство, которое может соперничать с ведущими американскими корпорациями не только в части объемов производства, но и, что важнее, в части качества технологий. И выкинули эти технологии на рынок, ошарашив США.
Неудивительно, что глобальным противником Америка видит именно Китай.
Оставим сейчас в стороне военно-политическую доктрину охватывания Китая кольцом военных баз – США занимается этим давно, планомерно и весьма успешно.
Но одних превентивных мер военного характера недостаточно. И в условиях, когда экономика Китая из года в год (да что там – из месяца в месяц, вопреки слухам о некорректности подсчетов) растет, захватывая новые рынки для сбыта своей продукции, Америке есть, о чем беспокоиться.
Китай давно уже отобрал у США "пальму первенства" в производстве легковых автомобилей – традиционную гордость американского машиностроения. И понемногу отбирает рынок электроники. (Про легкую промышленность уже давно говорить не приходится – кажется, все уже знают, что весь мир одет во всё китайское. Кроме тех, кто купил одежду во французских бутиках, наивно полагая, что это пошили французы).
В этой ситуации единственное, что может придумать США – это ввести какие-никакие, но санкции против крупнейшего торгового конкурента. Вне зависимости от сущности претензий, совершенно очевидно, что это меры конкурентной борьбы. Что ждать от Китая? Сейчас трудно сказать.
Они достаточно сильны, чтобы ответить сразу и весьма болезненно. Но они и достаточно хитры, чтобы не показывать своих истинных намерений, дабы, выдержав паузу, ударить уже наверняка. "Восток – дело тонкое".
Насколько это выигрышно или проигрышно для России? На наш взгляд, самое лучшее – "оставаться над схваткой". Мы не имеем достаточной силы, чтобы выступить на стороне какой-либо из противоборствующих держав, но, выиграв время, мы можем дождаться, когда наша сила, а она у нас есть, окажется весьма востребованной именно "к месту".
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.