Игорь Панкратенко, востоковед
В Тегеране пятого августа состоялась церемония инаугурации избранного на второй срок президента Хасана Роухани.
Несмотря на то, что иранская сторона заявила о беспрецедентном количестве иностранных делегаций, присутствовавших на церемонии приведения Роухани к присяге, это событие не повлекло за собой сколько-нибудь значимых и результативных встреч, которые обычно происходят в кулуарах подобных мероприятий.
Все было достаточно буднично и банально. Гости разъехались после торжественной церемонии. И говорить о том, что в рамках церемонии прошли какие-то важные переговоры или были достигнуты какие-то прорывные соглашения с теми иностранными гостями, которые присутствовали, к сожалению, не приходится.
Что же до второго срока Роухани, то здесь, согласно Конституции страны, один человек не может быть президентом Ирана более двух сроков подряд.
В связи с этим, когда Роухани приводили к присяге, то реально понимали, что ему осталось два года политической активности. Так как во второй половине второго срока президент превращается в "хромую утку", он бывает больше занят другими делами. К нему продолжают относиться уважительно, но уже не особо принимают его в расчет.
Второй срок Роухани будет как для него, так и для всего Ирана достаточно сложным. Это связано с тем, что несмотря на соглашение, подписанное по ядерной программе, международная ситуация вокруг Тегерана складывается не лучшим образом.
США не собираются продолжать политику разрядки в отношениях с Ираном, сформирована антииранская коалиция арабских государств под руководством Саудовской Аравии. Кроме этого, существует еще и позиция Израиля. Поэтому международная обстановка становится для ИРИ все сложнее и сложнее. На сегодняшний момент Иран находится во враждебном окружении.
Кроме этого, продолжаются все прокси-войны, которые были во время первого срока Роухани – Йемен, Сирия, вновь обострилась обстановка в Афганистане, к критической точке подошли отношения Ирана с государствами Залива (Саудовская Аравия и Кувейт).
Также в этом году Иран впервые подвергся масштабной террористической атаке. А это показывает, что запрещенная радикальная террористическая организация "Исламское государство" (ИГ) видит эту страну своей мишенью и будет пытаться такие атаки повторить.
Все это сопровождается достаточно сложными процессами, которые происходят в самом Иране.
Не так давно в Европе проходила конференция оппозиционных иранских сил, где было прямо заявлено, что их целью является смена режима в Иране. Тогда США и ряд европейских государств выразили поддержку этой позиции. То есть, иранская экстремистская оппозиция как за границей, так и внутри страны, будет всячески раскачивать ситуацию.
Все это осложняется проблемами в экономике и социальной сфере. Экономика страны находится в системном кризисе, и отмена санкций тут не очень сильно помогла.
Иранская сторона рассчитывала: вот снимут санкции и сразу же появятся "молочные реки да кисельные берега", а невидимая рука сама экономику поправит. А оказалось, что эта невидимая рука занимается чем угодно, но только не поправкой иранской экономики, потому что проблемы в ней копились десятилетиями.
И весь этот существующий комплекс проблем давит как на Иран, так и на Роухани. Очень многие из тех, кто присутствовал на инаугурации, прекрасно понимают, что к концу своего срока Роухани не в состоянии решить эти проблемы: нет стратегии, которая был позволила приступить к решению системных проблем.
Весь этот клубок противоречий, по сути, составляет повестку второго срока Роухани и к сожалению, у его команды нет адекватных ответов на эту повестку.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.