Антон Мардасов, руководитель отдела исследований ближневосточных конфликтов Института инновационного развития, эксперт РСМД
Россия выступает за единство и территориальную целостность Ирака, говорится в заявлении МИД РФ по итогам встречи заместителей глав внешнеполитических ведомств России и Ирака Михаила Богданова и Низара Хейраллы.
Дипломатическая активность – это всегда хорошо, особенно, когда все вокруг твердят, что Россия возвращается на Ближний Восток.
У России имеется довольно неплохое военно-техническое сотрудничество с Ираком. Здесь ей удалось потеснить Украину, которая на рынке этой страны занимала довольно неплохую нишу по части поставок определенной номенклатуры.
Что касается единого неделимого Ирака, то понятно, что в настоящее время ситуация связана с тем, что "Иракский Курдистан" на 25 сентября наметил референдум о независимости. Сейчас это тема номер один в Ираке.
Все крупные игроки, в том числе американцы, высказались за то, что данный референдум будет не к месту, поскольку борьба с запрещенной радикальной террористической организацией "Исламское государство" (ИГ) не закончилась, а значит, референдум этот не есть хорошо.
С другой стороны, для многих игроков на Ближнем Востоке референдум в "Иракском Курдистане" – это не столько разделение страны, сколько возможный шаг по сдерживанию Ирана в Ираке.
Они полагают, что в таком случае будет создан своеобразный плацдарм, с помощью которого можно будет противостоять влиянию Тегерана, занявшего в Ираке очень много ниш и контролирующего многие потоки, вплоть до теневых контрабанд и прочего.
Что касается России, то здесь российская политика больше конъюнктурная. С одной стороны, Ирак нуждался в определенной номенклатуре вооружений и России поставляла их довольно оперативно.
С другой стороны, в прошлом году Россия впервые сделала шаг, когда "Роснефть" заключила договоренность с Эрбилем в обход официального Багдада. Такая мера по сути противоречит заявлению о неделимости Ирака, но тем не менее, этот ход тоже был во многом позитивным, поскольку все понимали: автономность "Иракского Курдистана" де-факто уже давно существует.
Однако, дело в том, что де-юре такое разделение создает прецедент для переформатирования границ других государств, прежде всего, Сирии. Внешние игроки делят ее на сферы влияния, но не разделяют де-юре на несколько государств.
Поэтому в Ираке такого разделения хотят избежать. Это — главный мотив России, хотя для подстраховки она также развивает отношения с Эрбилем.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.