Владимир Лепехин, директор Института ЕАЭС
Президент Кыргызстана Алмазбек Атамбаев накануне рассказал журналистам об угрозах ракетных ударов, которые он получал в период, когда в международном аэропорту "Манас" располагалась американская военная база.
Полагаю, что многие представители СМИ поняли, кто в данном случае имеется в виду. Хотя, как видим, главной угрозой для своей страны Атамбаев считает вовсе не террористов и их пособников, а американских военных.
Глава Кыргызстана прямо обвинил США во вмешательстве в дела своей страны, напомнив СМИ об имевшем место три года назад конфликте между Кыргызстаном и Узбекистаном из-за воды. Американцы "фактически подталкивали, вели к тому, чтобы столкнуть два братских народа — киргизский и узбекский", — отметил Атамбаев.
Президент Кыргызстана уходит со своего поста (его президентский срок заканчивается 30 ноября) – возможно именно отсюда та смелость, с которой он высказался о "мировом гегемоне". С другой стороны – действительно наболело. И не только у него.
Я не исключаю, что главы многих государств, будь они защищены от американских "защитников" и их спарринг-партнеров внутри запрещенной радикальной террористической организации "Исламское государство" (ИГ), Аль-Каеде или Талибане так, как защищен сегодня Кыргызстан (с одной стороны – Китай, с другой – Россия), поддержали бы Атамбаева.
На самом деле президент Кыргызстана поднял очень важную тему, обратив внимание мыслящей части мировой общественности на то обстоятельство, что НАТО и США – это военные хищники, в заложниках у которых находится любая страна, где обеспечено их присутствие.
Под предлогом защиты тех или иных стран (на самом деле – защиты антинародных режимов и присвоенных ими и их американскими "партнерами" активов) от террористов и прочих напастей США и НАТО фактически оккупировали множество стран, не понизив, а повысив их геополитические и региональные риски.
В заложниках у США и НАТО находятся сегодня практически все восточноевропейские страны (за исключением Беларуси) и Балканы, большая часть стран Ближнего Востока и ряд стран Юго-Восточной Азии. И зависимость тут такая: не американские военные базы находятся там, где горячо, а наоборот: горячо, опасно и непредсказуемо там, где находятся военные базы США и НАТО.
К счастью для Центральной Азии, политики этих стран давно поняли истинную цену американской "демократии" и сегодня стремятся к позиции нейтралитета. Полагаю также, что если бы в Азербайджане или Армении каким-то образом появилась военная база США или НАТО, карабахский конфликт давно бы вырос до масштабов региональной, а то и мировой катастрофы. От патронажа со стороны американских военных сегодня избавляется и Турция, также испытавшая ровно год назад (15 июля 2016 года) на собственной шкуре цену присутствия в стране военных "союзников" из США.
Так, буквально сегодня президент Турции Реджеп Эрдоган дал достойный ответ американскому руководству, выразившему недовольство тем, что Турция решила приобрести у России зенитные ракетные системы С-400.
А буквально за два дня до этого президент Азербайджана Ильхам Алиев с целью обсуждения карабахской проблемы отправился не в Вашингтон, а в Сочи, где встретился с главой России Владимиром Путиным.
Полагаю, что президент Кыргызстана, имеющий тесные связи с руководством Турции и Азербайджана, берет пример с лидеров этих стран, не собирающихся быть марионетками США, НАТО и кого-либо, кто бы предложил этим суверенным странам свою "защиту". И именно поэтому – чувствуя поддержку своей позиции со стороны названных стран — Атамбаев рискнул вскрыть истинную "миротворческую" роль США в тех регионах, где их на самом деле никто не ждет.
К нейтралитету, правда, без особого успеха, стремятся сегодня и балканские страны. За последние полтора-два десятилетия НАТО проглотило уже пять стран "западно-балканской семерки" и намерено оккупировать две оставшиеся (Македонию и Сербию), что гарантирует региону не мир, но череду конфликтов на межнациональной и межконфессиональной почве в обозримой перспективе.
В такой ситуации внеблоковый статус, а еще лучше – дистанция той или иной страны от США и НАТО — не полная, но все же некоторая гарантия того, что в этой стране в какой-то момент не произойдет госпереворот, или же по ней не ударят ракетами те, против кого будет превентивно использовано американское оружие.
Безопасность Кыргызстана, Азербайджана и любой другой страны Евразии зависит сегодня от цивилизационной солидарности родственных государств (для Кыргызстана это тюркоязычные страны и страны-участницы ЕАЭС) и надежности региональной системы безопасности, которую сегодня в Центральной Азии обеспечивает ОДКБ, а в Закавказье и северной части Ближнего Востока – новая трансрегиональная ось Иран-Турция-Россия.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.