Встреча лидеров России и США Владимира Путина и Дональда Трампа состоялась седьмого июля на полях саммита G20 в Гамбурге. Одной из ключевых тем прошедших переговоров стала Сирия. О том, каких изменений теперь ждать в сирийском вопросе, Sputnik Азербайджан рассказал директор Аналитического центра ИМИ МГИМО Андрей Казанцев.
- Каким будет сирийский вопрос после встречи Путина и Трампа?
— Стороны договорились объявить с полудня 9 июля перемирие на юго-западе Сирии в районах Дераа, Эль-Кунейтра и Эс-Сувейда. Обе страны обязались обеспечивать выполнение режима прекращения огня всеми группировками в этих районах.
Американцы обеспечивают этот режим со стороны местных боевиков, а Россия — со стороны Асада и его союзников. "Мне кажется, это первый знак того, что США и Россия могут работать вместе в Сирии", — заявил Тиллерсон.
Для российского руководства важно, что администрация Трампа, в отличие от администрации Обамы, готова выслушать позицию Москвы. Обама однозначно считал, что Асад должен уйти. Трамп же пока не принял какого-то четкого решения по этому поводу.
Иногда его личные взгляды и позиция нового руководства госдепартамента формулируется так, что им не очень важно, уйдет Асад, или останется, а иногда, по-прежнему, что Асад должен уйти.
В целом, новая администрация США теперь настроена именно по этому вопросу на диалог.
Москва и Вашингтон договорились обеспечить гуманитарный доступ к зоне перемирия и наладить контакты между оппозиционерами и мониторинговым центром, который создается в столице Иордании Аммане.
На первых порах безопасность вокруг зоны деэскалации будет обеспечена с использованием сил и средств российской военной полиции при координации с американцами и иорданцами.
Для Москвы немаловажно, что в согласованном в Иордании документе четко подтверждена приверженность суверенитету и территориальной целостности Сирийской республики.
Проблема, однако, заключается в том, что не факт, что Россия и США смогут в реальности проконтролировать прекращение огня в Сирии. На местах существует много разных группировок, которые вообще никому не подчиняются, в том числе и США (хотя они и получали от них помощь).
Многие из них связаны с Аль-Каидой и запрещенной радикальной террористической организацией "Исламское государство" (ИГ), а им вообще выгодно сорвать прекращение огня, так как для них выгоден конфликт между Москвой и Вашингтоном.
Позитивным является уже то, что Москва и Вашингтон могут вместе начать работать в направлении прекращения огня.
- Можно ли предположить, что главы государств действительно поделили Сирию между собой, как говорилось многими экспертами?
В какой-то степени им важна автономия курдов, а также сохранение позиций светской и умеренной оппозиции, но это вполне реально в рамках единой Сирии.
Имеет место не территориальное разделение, а сохранение неопределенности относительно конечной судьбы Сирии, то есть, не решено, какое коалиционное правительство и как будет ей управлять.
- Как, в целом, скажется встреча Путина и Трампа на дальнейшей судьбе американо-российских отношений?
— Установление хороших личных отношений между Путиным и Трампом создает определенные предпосылки для движения вперед в разрешении российско-американских проблем. Но пока ничего конкретного не сделано, и вряд ли будет сделано в ближайший год. Удалось лишь приостановить дальнейшее сползание в острый конфликт.
Трамп встречается с серьезным сопротивлением американского истеблишмента даже в своих попытках умеренного улучшения отношений с Россией.