Новости

Критика в адрес "Истории Азербайджана" — плагиат или передел монополий

© Sputnik / Anar MustafayevУчебники по истории
Учебники по истории - Sputnik Азербайджан
Подписаться
Некоторые педагоги выступили с критикой нового проекта учебников по истории Азербайджана, но, по мнению депутата, дело тут не в самих учебниках.

БАКУ, 29 июн — Sputnik. Несоответствия и нестыковки в учебниках по истории связаны с тем, что материалы берутся из различных источников.

Kitab mağazasında alıcı - Sputnik Азербайджан
Вузы Азербайджана намерены обогатиться за счет неграмотной молодежи

Об этом Sputnik Азербайджан сказал один из авторов учебника "История Азербайджана" для десятого класса Кямран Асадов.

Историк Лейла Гусейнова ранее заявила, что новый проект учебника по истории Азербайджана является по сути плагиатом, и в нем допущено немало серьезных ошибок.

По ее словам, в этой книге школьники столкнутся с противоречащими друг другу научными фактами. К примеру, отмечает Гусейнова, всем учителям истории известно, что в старых учебниках одна из тем посвящалась древнему государству Аратта. В учебнике для шестого класса, изданном в 2013 году, она была изъята, так как вокруг этой темы существуют различные противоречащие друг другу мнения. Но теперь авторы проекта вновь вернули эту тему в учебники.

По словам Асадова, определенные несоответствия могли присутствовать лишь в некоторых параграфах. В отличие от учебника по истории Азербайджана, изданного в 2001 году, в нынешнем издании указываются все источники, сказал он.

Дети на площади Физули в Баку, 1978 год - Sputnik Азербайджан
Даже партийные боссы Азербайджанской ССР делали своим сыновьям суннет

Асадов также отметил, что за последние 15-20 лет учебники по общей истории в основном базировались на материалах бывших советских учебников: "Авторы тех учебников даже не указывали названия научных работ, которые использовали, воровали идеи русских-советских ученых и выдавали за свои".

Он также отметил, что часто сталкивается с обвинениями в плагиате. По его словам, в отличие от рекомендаций экспертов по оцениванию учебников Минобразования, выдвигаются обвинения в адрес авторов новых учебников. Однако, при этом никаких серьезных предложений, которые бы помогли нынешнему проекту по подготовке учебников, не озвучивается: "Наоборот, труд авторов, а тем самым и экспертов Минобразования, всячески принижается и, мягко говоря, ставится под сомнение".

В свою очередь депутат Фазиль Мустафа считает, что даже самый идеальный учебник по истории в нынешних условиях все равно будет плагиатом. По его мнению, мы еще не совсем определились с тем, какие исторические факты для нас являются приоритетными, в какой исторической последовательности они должны быть представлены.

По его мнению, учебник должен прежде всего основываться на фактах, подкрепленных определенными источниками. Но постоянное упоминание этих источников утомляет учеников. Учебник – это не научное произведение, чтобы все время ссылаться на источники, отметил он.

Министерство образования АР - Sputnik Азербайджан
Минобразования готово принимать советы - по учебникам и по учителям

При этом депутат считает, что в предыдущих учебниках по истории ошибок было больше, и сегодня их не любят не из-за исторических фактов: "Просто годами их писали люди, владеющие монопольными правами. Сейчас впервые учебники создаются людьми, которые обладают отличным мышлением, после некоторых общественных обсуждений и проверки со стороны экспертов".

Депутат считает, что причина проводимой сегодня против новых учебников кампании еще и в том, что монополия была разрушена, появились новые лица. "Некоторые годами держали в руках этот бизнес, теперь они его потеряли, поэтому пытаются очернить новые учебники", – сказал он, добавив, что в предыдущих учебниках можно найти сотни ошибок.

"Я знаю одно – тут проблема не в исправлении ошибок, а в том, почему его написал "он", а не "я"", — подчеркнул депутат.

Историк Меджид Мехрани рассказал Sputnik Азербайджан, что также недоволен учебниками.

По его словам, в них много ошибок, исторические факты в учебниках для младших и старших классов не совпадают. "При подготовке учебников следует учитывать мнение и педагогов истории, которые работают в школах, они лучше знают об ошибках в учебниках. А так ошибки и недочеты повторяются каждый раз", — заявил Мехрани.

Лента новостей
0