Исмаил Мамедли, Sputnik Азербайджан
На внеочередном заседании Милли Меджлиса, намеченном на вторник, депутаты намерены обсудить вопросы, которые не успели рассмотреть в ходе весенней сессии.
Среди прочих, планируется обсуждение внесения изменений в Закон "Об образовании", которые предусматривают прием в вузы страны без экзамена. Тем самым, в случае принятия поправок в законодательство, в университетах страны откроются соответствующие подготовительные курсы, посредством которых прием на степень бакалавра будет осуществляться без экзаменов. Курсы, к слову сказать, будут платными.
По идее, прежде чем принимать такое решение, было бы неплохо, чтобы эксперты в сфере образования объяснили людям о положительных и отрицательных сторонах новшества. Но, к сожалению, в эти дни никаких комментариев экспертов мы так и не услышали.
Говорю об экспертах, а сам не могу отделаться от мысли, что же заставило депутатов созывать внеочередное заседание ради такого вот законопроекта. Прежде всего нужно понять, кому и зачем понадобилось это нововведение?
В отличие от специалистов в сфере образования, которые все еще ностальгируют по советской системе, большинство считает тестовую систему наиболее успешной. Как минимум, благодаря этой системе значительно снижается вероятность каких-то незаконных попыток повлиять на результат, каждому, независимо от социального статуса и материальных возможностей, предоставляется равная возможность поступить в вуз и каждый, реализуя свой умственный потенциал, получает заслуженный результат.
Но если это так, тогда откуда взялась необходимость открывать отдельные курсы, привлекать к ним абитуриентов, чтобы оттуда передавать в вузы? Почему кто-то решил, что эти самые курсы смогут готовить абитуриентов, знания которых уже не будут нуждаться в проверке? Тем более что многие и без того недовольны уровнем образования в самих университетах…
Тот факт, что в нашей стране каждый шаг нашей жизни сопровождается экзаменами, очевиден. Рожденных после 15 сентября в школу без экзаменов не принимают, для перехода из девятого в десятый класс – экзамен, для получения аттестата в 11-м классе – экзамен, для поступления в институт, перехода из семестра в семестр и с курса на курс — экзамен, для получения диплома – экзамен, для поступления и окончания следующей научной ступени — экзамен, для поступления на госслужбу — экзамен… Даже 60-летних педагогов насильно заставляют пройти "диагностическое оценивание".
И тут возникает вполне естественный вопрос: кому в нашей экзаменолюбивой стране пришла в голову идея принимать абитуриентов в вузы без экзаменов? Кто пытается убедить людей в том, что "давайте, записывайтесь на наши платные курсы, и станете студентами без всяких там экзаменов?"
По сути, это будет все та же система репетиторов. Но если на то пошло, разве не эти самые депутаты говорили о вреде репетиторства? Не они ли твердили, что индивидуальная подготовка отдаляет детей от школ, в результате чего школы пустуют, и вся система образования разваливается? Так не приведет ли система, которую вы собираетесь внедрить, к еще большим негативным последствиям?
Дело в том, что отдельные репетиторы не дают абитуриентам стопроцентные гарантии, что они поступят, а вот предполагаемые курсы при университетах дадут. А значит, они смогут привлекать немалое число студентов.
Кто-то сказал на днях, что новая система коснется не всех, а только тех, кто срежется на экзаменах. Но в таком случае конкуренция в сфере образования в хорошем смысле этого слова ослабнет и со временем тестовая система канет в лету. У детей появится убеждение, что срезаться на экзамене — не такая уж и трагедия, а родители начнут загодя копить "запасы" на подготовительные курсы.
В результате через несколько лет мы увидим, как абитуриент, набравший 650 баллов, сидит на университетской скамье рядом со срезавшимся, который и 150 набрать не смог. А как иначе? Тот же платил за курсы, которые проходят в соседнем корпусе…
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.