Абдул Нагиев, российский политолог, директор Фонда конструктивной политики
Президенты России и Турции Владимир Путин и Реджеп Тайип Эрдоган на встрече в Сочи договорились учитывать взаимные геополитические интересы в регионе.
Одной из главных тем переговоров была ситуация в Сирии. Стороны обсудили новые российские инициативы, согласно которым в Сирии предлагается создать четыре зоны снижения напряженности: в провинции Идлиб, к северу от города Хомс, в Восточной Гуте и на юге страны.
Общая позиция России и Турции по Сирии заключается в том, что создание зон безопасности в этом регионе должно привести к дальнейшему укреплению режима прекращения огня и снижению напряженности.
Но, как отметил в ходе встречи Эрдоган, Анкара не допустит образования формирований, угрожающих национальной безопасности Турции на границе с Сирией.
Идею создания зон безопасности в Сирии поддерживают и в Вашингтоне. Еще 26 января президент США Дональд Трамп заявил, что намерен создать в Сирии зоны безопасности для защиты людей, которые бегут от насилия. Согласно его плану, они должны быть расположены как в самой Сирии, так и в близлежащих государствах.
В то время в российской Госдуме эту идею сочли бесполезной, а президент Сирии Башар Асад назвал ее нереалистичной. Но сегодня вырисовывается совершенно другая картина, все вовлеченные в сирийский кризис страны поддерживают идею создания зон деэскалации, но, как всегда, "дьявол кроется в деталях".
По словам Путина, и он, и Эрдоган исходят из того, что "решить сирийский кризис можно исключительно политическими средствами". Но для того чтобы этот политический процесс развивался, по их мнению, нужно обеспечить прекращение огня.
Также в ходе встречи глав государств в Сочи был рассмотрен весь спектр двусторонних отношений. Россия и Турция договорились о комплексном решении по синхронному снятию ограничительных мер во взаимной торговле, а строительство газопровода "Турецкий поток" и атомной электростанции "Аккую" на юге Турции "возвращаются в прежнее русло".
Подводя итоги, можно сказать, что переговоры были достаточно продуктивными и сторонам удалось достигнуть соглашения об учете взаимных геополитических интересов в регионе. Радует и то, что данная встреча привела к снятию основных барьеров в развитии двусторонних экономических отношений.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.