О свой жизни вдали от Баку, тоске по Родине и "Платформе мира между Арменией и Азербайджаном" рассказал Sputnik Азербайджан бакинский армянин, предприниматель из Санкт-Петербурга Эрик Хачатуров.
— Что для вас Баку?
— Баку для меня – это моя Родина, я здесь родился, вырос, это мой родной город, и где бы я ни был, он все равно остается для меня родным.
То, где я сейчас живу и где жил прежде, по сравнению с Баку я могу назвать чужбиной. Да, там, где я живу сегодня, все благополучно, меня там все устраивает, но все равно для меня это чужбина.
Мы там "понаехавшие".
— Как вы уезжали из Баку? Сколько вам тогда было? Какие настроение были в семье? Помогали ли при переезде азербайджанцы?
— Я в 1986 году уехал служить в армию в Германии. Вернулся я в Баку буквально на 15 дней только в 1988 году. Это был самый разгар событий. Я тогда отправился со своей супругой в ЗАГС и после этого снова уехал.
В те 15 дней, что я находился в Баку, свою солдатскую форму я не снимал, так как было небезопасно.
Мои родители переезжали из Азербайджана в Армению сами, меня уже тут не было. Они благополучно продали свой дом и также благополучно перевезли все свое имущество в Армению. Соседи-азербайджанцы при этом оказывали им всякую необходимую помощь. События, происходившие в то время в стране, на отношении азербайджанцев к моей семье не сказались.
Я в то время продолжал жить в Германии, а родители купили квартиру в Армении и так там и остались. Сегодня их, к сожалению, уже нет в живых.
— Почему вы так и не смогли найти свое место в Армении?
— Я сам приехал из Германии в Армению уже в начале 90-х. Мне трудно говорить о том периоде. Я пытался там стать своим. Я тогда не знал даже армянской письменности, но приобрел букварь, и буквально за два месяца выучил алфавит. Сегодня на уровне третьего класса я могу писать и читать по-армянски.
— Изменились ли азербайджанцы за эти годы?
— Миф, который мне постоянно твердят, – "забудь Баку, он уже другой" – ничего подобного. Тот менталитет, который я сам чувствую, он по-прежнему есть.
— У вас есть дети? Как бы вы отнеслись к их желанию связать свою судьбу с нашей нацией?
— Я не националист. Это будет их выбор. У меня в свое время родная сестра вышла замуж за русского.
— Вы бы вернулись жить в Баку, если бы представилась такая возможность?
— Сегодня я точно могу сказать – да.
— Как вы думаете, приведет ли к чему-либо эффективному инициатива с "Платформой мира"?
— Первый ястреб этой инициативы – я. Дай Бог, чтобы было больше таких, как я. И мне очень хочется, чтобы те, кто вернулся из Армении в Азербайджан в тот период, тоже получили возможность приехать и посмотреть те места, где прошла какая-то часть их жизни. Это их родная земля.
— Как вам кажется, а азербайджанцы, жившие в Армении, хотят сегодня вернуться туда?
— Буквально сегодня я говорил с азербайджанцем из Армении. У нас был очень откровенный разговор, и человек сказал, что очень хотел бы вернуться, посмотреть, как там сегодня. Он сказал мне: "Эрик, ты счастлив. Дай Бог и нам побывать там". Хотя в то время их в Азербайджане приняли очень хорошо.
— Чтобы бы вы изменили, если бы была возможность вернуться в доконфликтный период?
— Если бы не этот конфликт, я думаю, у меня в Баку была бы уже сеть кондитерских. Я по профессии кондитер, выпекаю торты и пирожные.
— Вам не хватает каких-то блюд на чужбине?
— Да, многих. Я привык к кавказской кухне. Я за натуральную пищу, а азербайджанцы в своих блюдах больше всего используют натуральные продукты. Но я не такой фанат еды, я больше люблю сладости.
— Среди ваших друзей-армян, живущих в России, есть те, кто тоже хотел бы приехать в Баку? Ждут ли они вашего возвращения, чтобы послушать ваши рассказы, посмотреть фотографии?
— Да, такие люди есть, но они боятся приехать.
— Вы поддерживаете отношения с армянской диаспорой России?
— Нет. Это совсем другие люди.
— Что вы могли бы пожелать азербайджанскому и армянскому народам?
— Я желаю, чтобы были только административные границы, и никаких больше. И чтобы оба народа жили там, где им самим нравится.