Совсем скоро исполнится 100 дней президентства Дональда Трампа. И это более чем прекрасный повод обернуться назад и понять, насколько предвыборные обещания и инаугурационная речь нового американского лидера отличаются от его реальных действий.
Когда Трамп только одержал победу на выборах в ноябре 2016 года, разве что ленивый не указывал на то, что нового президента США привел к власти российский лидер Владимир Путин.
При чем в те дни "рука Москвы" стала символом не только в США. Всевозможные эксперты видели ее и в победе Игоря Додона в Молдове, и в предстоящих в то время выборах во Франции. Всем казалось, что сидящий в Кремле Путин только и думает о том, в какой бы еще стране привести к власти "своего человека".
Надо отметить, что и в российском экспертном сообществе не раз звучали мнения в стиле "вот сейчас Трамп победит и мы заживем". Но все оказалось далеко не так. Точнее, все оказалось именно так, как и должно было быть, так, как это понимали трезвые умы, не живущие иллюзиями.
Трамп, как и любой другой президент США, не является единовластным американским правителем. За его спиной стоят и другие, не менее могущественные люди, с чьим мнением он просто обязан считаться. Так было и так будет всегда. Президент США может меняться, правящие элиты — никогда.
Однако, надо отдать Трампу должное: своими действиями в течение 100 дней правления ему удалось удивить даже самых прозорливых экспертов.
И тут начать, пожалуй, стоит с того, что предрекаемая многими встреча Путина и Трампа так до сих пор и не состоялась. По всей видимости, Владимир Владимирович дает понять своему американскому коллеге, что он не японский премьер Синдзо Абэ и сам в Вашингтон на поклон к нему не полетит.
Плюс ко всему всего за три с лишним месяца американская администрация во главе с Трампом наломала столько дров, что российская сторона и вовсе растеряла последние остатки доверия к новому американскому лидеру. Ведь всем известно, что интересы России и США пересекаются во многих геополитических точках, таких как Турция, Иран, Израиль, Украина. Но ключевой среди них является Сирия.
Тем более что борьба с международным терроризмом совместными усилиями — это то, к чему Трамп призывал, как во время предвыборной кампании, так и в своей инаугурационной речи.
"Мы будем стремиться к дружбе с другими странами, но при этом будем руководствоваться только своими интересами. Мы будем укреплять союзы и создавать новые. Мы объединим мир против радикального исламского терроризма, который мы сотрем с лица земли", — говорил новоизбранный президент США перед многомиллионной толпой.
И ему вроде бы поверили. Так же, как поверили в то, что Америка наконец перестанет вмешиваться во внутренние дела других стран. Но не тут-то было. Не прошло и трех месяцев, как Трамп доказал — во внешней политике США ничего не изменилось.
Шестого апреля Америка нанесла ракетный удар по базе сирийских правительственных войск. Атака была осуществлена 59-ю крылатыми ракетами "Томагавк", базирующимися на кораблях ВМС США.
После случившегося весь мир ждал одного — реакции Владимира Путина. Ведь всем было понятно, что одним этим своим действием Трамп фактически сорвал все свои проекты и предвыборные обещания. И оно же стало очередным тяжелым испытанием для российско-американских отношений.
Владимир Владимирович же, несмотря на то, что был весьма сдержан в своей реакции на происходящее, однако, не забыл подчеркнуть, что видит в ударах по Сирии со стороны США попытку отвлечь внимание мирового сообщества от многочисленных жертв среди мирного населения в Ираке.
Да и в Америке к этому времени, по всей видимости, тоже уже поняли, что совершили нечто предосудительное. Скорее всего, именно поэтому западные СМИ запестрили заголовками о том, что якобы это дочь Трампа Иванка убедила отца нанести ракетный удар по Сирии. То есть, как бы никто тут ни при чем — дела семейные.
Одним словом, абсурдность ситуации была столь велика, что американской администрации срочно нужно было "спасать лицо". Особенно в свете появившихся разговоров о том, что далеко не все из 59 пущенных ракет долетели до цели, а значит, американское оружие не такое уж годное.
В связи со всем этим, американцам потребовалась новая мишень, на которую можно было бы переключить внимание общественности. И ею стала Северная Корея, которая давно и плотно зажата всевозможными санкциями за свое непристойное, по мнению западного истеблишмента, поведение.
Благо, повод искать не пришлось. В последние несколько лет Пхеньян только и делает, что подбрасывает их, причем не только Америке, но и Японии, и Южной Корее. Регулярные ракетные испытания, проводимые ею, являются тем еще раздражителем для всех вышеперечисленных стран.
И вот, в связи с возможными ядерными испытаниями в КНДР, США пустили слух о якобы переброшенной в регион ударной группы во главе с авианосцем "Карл Винсон". Причем о том, что последний стоит в корейских водах еще с февраля, американцы предпочли умолчать. Сам же Трамп в те дни и вовсе заявил, что Соединенные Штаты "решат проблему Северной Кореи".
И мировое сообщество забурлило. Ожидание второй корейской войны резко отвлекло все внимание общественности от еще недавно прилетевших в Сирию "Томагавков".
И конечно же, ничего не произошло, хотя бы просто потому, что ничего и не должно было произойти, а слухи об ударной группе так и не подтвердились. В Штатах отлично понимают, что КНДР — это не Сирия, и по ней безнаказанно нанести ракетный удар не получится. Такой удар однозначно станет либо началом новой войны, которая сегодня США не нужна в силу достаточного количества уже существующих, либо катализатором резкого и необратимого обострения обстановки, что также невыгодно американцам.
Одним словом, к 100 дням своего президентства Трамп подошел не только с багажом тех же неулаженных конфликтов, что достались ему в наследство от Барака Обамы, но и репутацией человека, не сумевшего сдержать своих обещаний.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.