БАКУ, 27 мар – Sputnik. Оттепель в отношениях между Тегераном и Вашингтоном завершилась, сказал Sputnik Азербайджан востоковед Игорь Панкратенко.
Министерство иностранных дел ИРИ распространило заявление, в котором говорится о введении санкций против 15 американских компаний, поддерживающих связи с Израилем.
![Востоковед Игорь Панкратенко Востоковед Игорь Панкратенко - Sputnik Азербайджан](https://cdnn1.img.sputnik.az/img/40620/30/406203012_0:0:1200:900_600x0_80_0_0_c963b1354ee6c6a847a5cf9b360a3aad.jpg)
По словам Панкратенко, решение Ирана о введении санкций против ряда американских компаний – ответ на недавнее пополнение американцами санкционного "стоп-листа", списка иранских предприятий, официальных и должностных лиц, в отношении которых действуют санкции Вашингтона. Эксперт подчеркнул, что это совершено очевидно и не нуждается в дополнительных комментариях. Но это, отметил он, как обычно в таких случаях и бывает – лишь внешняя, видимая сторона ситуации.
При этом, по мнению собеседника Sputnik, есть и другая, менее заметная, но куда как более важная. Востоковед считает, что недолгая оттепель в отношениях между Тегераном и Вашингтоном завершилась окончательно, и иранское решение – это такая официальная и жирная точка в недолгом периоде совместных надежд на лучшее.
"Что ж, как писал Лермонтов, "была без радости любовь, разлука будет без печали", — сказал он.
Но здесь, отметил Панкратенко, уместнее вспомнить другие стихи, народного сочинения: "Между нами все порвато-поломато, так давай с тобой расстанемся без мата".
"А вот без "мата" совершенно не получится. Что сейчас совершенно очевидно для Тегерана? Что Трамп взял курс на максимальное восстановление тесных отношений с Израилем и Саудовской Аравией, изрядно подпорченных при Бараке нашем Обаме", — сказал он.
По словам собеседника Sputnik, последствия этого для региона очевидны: Тель-Авив начинает второй этап своей сирийской стратегии — жесткое вытеснение Ирана из Сирии и Леванта и нанесение максимального урона его союзнику, движению Хизбалла.
Эр-Рияд, в свою очередь, по словам эксперта, получает из Вашингтона поддержку своих амбициозных притязаний на гегемонию в Саудовской Аравии и соседствующих с ней территориях.
"То есть – шиитский полумесяц, "стратегическая глубина" Ирана оказывается под серьезной угрозой. Стоит ли в таком случае сохранять надежды на возможное улучшение отношений с США? Вот Иран и отказался это делать, недвусмысленно дав понять, что больше не питает иллюзий в отношении намерений США", – сказал он.
Интересно, заметил Панкратенко, что чем жестче политика Вашингтона, чем драматичнее накал страстей в двухсторонних отношениях, тем ниже шансы иранских реформаторов и либералов сохранить Роухани в президентском кресле на второй срок.
Но, похоже, заметил эксперт, что новую американскую администрацию ни это обстоятельство, ни возможность возвращения к власти консерваторов, ничуть не беспокоят. Что, как ни странно, тоже вполне логично. Востоковед подчеркнул, что ближневосточная стратегия Трампа еще до конца не оформлена, но и того, что уже известно – вполне достаточно для того, чтобы сделать вывод: Ирана как ключевого и системного игрока в ней нет.
"Есть Иран – противник американской политики, и только эта роль ему отводится в планах американских ястребов", — сказал он.
По словам собеседника Sputnik, к чему приведет такой подход – тема отдельного разговора. И здесь, по мнению эксперта, стоит ограничиться лишь констатацией, что укреплению безопасности в регионе разрабатываемые для региона американские стратегии не будут способствовать от слова "совсем".