Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан
В последнее время для наших художников создаются все условия, чтобы они развивались и продолжали творить, но к сожалению, не все из них пользуются этим шансом. Оценку современному азербайджанскому искусству и работам наших художников в интервью Sputnik Азербайджан дал народный художник, секретарь Союза художников Азербайджана Агали Ибрагимов.
— Агали муаллим, в последнее время в нашей стране возрос интерес к искусству и практически все стремятся стать художниками. Как вы думаете, с чем это связано?
— Да, это действительно так, и я только рад этому. Практически каждую неделю проводится огромное количество выставок не только наших художников, но и зарубежных, которые специально приезжают в Баку. Также меня радует тот факт, что сегодня многие ребята стремятся поступить в Академию художеств, в Университет искусств, многие родители сами приводят детей в художественную школу.
— А начинающие мастера кисти готовы идти по стопам таких известных художников, как вы?
— Мы жили во времена Советского Союза, и у нас было совсем другое отношение к искусству. Мы старались изучать западное искусство, свою культуру, интересовались европейской музыкой, поэзией. Даже если взять наших известных художников Саттара, Джавада, Горхмаза, Мурада, то они были не просто живописцами, они были личностями, философами.
В те времена у нас была лишь одна проблема – не было свободы, но мы чувствовали ответственность, потому что знали, что наши картины будут судить наши наставники. Я не хотел, чтобы мне было стыдно за мою работу. Теперь же у наших художников есть свобода, но нет, к сожалению, прежних талантов. У нас есть хорошие преподаватели, которые могут научить рисовать любого человека, но невозможно научить его думать. К сожалению, сейчас я не вижу людей, которые "горели" бы за то, чтобы создать что-то свое.
— Можно ли сегодня говорить об азербайджанской школе живописи?
— Конечно, можно. Еще в 60-е годы существовала Абшеронская школа, куда входили все самые известные художники того времени. Существовали направления "левых" и "правых" художников, то есть первые были преданы искусству и писали то, что хотят, чувствуют, переживают, а вторые служили идеологии и выставки их были тематическими. Сейчас мы уже с уверенностью можем сказать, что у нас есть азербайджанская школа живописи, которая сказала свое слово не только в нашей стране, но и за границей.
— Важен ли талант при создании работ или достаточно владеть техникой, знаниями и идеями?
— Есть такая пословица: "Талант — это дар, которым владеет художник, а гений — это дар, который властен над художником". Конечно, наряду с талантом огромную роль играет труд и постоянная работа над собой. Думаю, что у каждого человека есть некая карма, судьба. Я сам окончил музыкальную школу и уже собирался подать документы в консерваторию, но в течение дня изменилась вся моя жизнь. Я ночью увидел сон: деревья, цветы, солнце и, проснувшись утром, понял, что хочу все это показать. Сейчас я не жалею о сделанном выборе. Но все-таки я начал мыслить немного по-иному — не обязательно быть человеком искусства, главное в жизни — познать мир.
— Многие обвиняют известных наших художников в пассивности. Что вы думаете по этому поводу?
— Я так не считаю. У нас появилось огромное количество выставочных залов. Как в Париже говорят — больше галерей, нежели ресторанов. Ни один из этих залов никогда не остается пустым. Больше двух тысяч художников являются членами Союза художников. Просто художники старшего поколения сейчас больше места уступают молодым талантам, чтобы они могли демонстрировать свои картины, ведь они наше будущее.
— А как вы оцениваете современные произведения искусства?
— Это трудно описать словами. Я никого не люблю критиковать, потому что не хочу, чтобы этот человек из-за меня перестал рисовать. Каждый раз пытаюсь в более мягкой форме донести до него его ошибки. Если этого не делать, художник никогда не вырастет, а его недостатки будут только увеличиваться.
— Придают ли люди сегодня такое же важное значение произведениям искусства, как это было раньше?
— Искусство не может быть модным. Я думаю, что сейчас больше внимания уделяют художественным картинам, потому что практически все работы художников сразу же раскупаются на их выставках.