Ирада Джалиль, Sputnik Азербайджан
Мой сегодняшний собеседник – талантливый художник, долгие годы проработавший учителем рисования в школе номер 113 абшеронского поселка Кюрдаханы, а ныне пенсионер Гаджибаба муаллим.
Кюрдаханский парень
С талантливым художником меня познакомил его внук. Гаджибала муаллим встретил меня в дверях, и узнав, что я журналист, сразу же улыбнулся: "Эх, доченька, если бы ты знала, сколько журналистов я повидал…".
Старый учитель даже не стал дожидаться вопросов – сам начал рассказывать историю своей жизни. Он увлекся рисованием еще в детстве. В 1968 году окончил Художественное училище имени Азима Азимзаде. Учился у известного художника, заслуженного деятеля искусств Эйюба Гусейнова.
"Он всегда был доволен моими работами, любил повторять: "А ты, кюрдаханский парень, очень способный", – вспоминает старый художник.
С 1970 года и до самой пенсии Гаджибаба муаллим проработал в школе номер 113: "Два года назад меня уволили, сказали, что уже постарел…".
Все работы старого учителя остались в школе. Он говорит, что даже как-то пытался опять вернуться на работу в родную школу, но не получилось.
Потеря сына
Жизнь, казалось бы, была налажена – дом, семья, любимая работа. Но все изменилось после болезни младшего из трех сыновей.
"Когда умер мой шурин, мы были вынуждены поздней ночью везти его в мечеть на омовение при свете керосиновых ламп, потому что света в поселке не было. Мой сын приносил нам воду из колодца… Тогда он испугался мертвого тела", – рассказывает Гаджибаба муаллим.
Спустя какое-то время у мальчика начались проблемы с психикой. Его долго лечили, в том числе и в Республиканской психиатрической больнице номер 1 в Маштага. И это была не единственная его проблема: в горле парня образовалась опухоль, пришлось оперировать.
После операции родители привезли сына домой. "Он был очень буйный, все крушил и ломал вокруг. Нам даже пришлось заколотить окна деревянными досками, чтобы он не перебил все стекла", – продолжает он. Спустя восемь лет после начала болезни ребенок умер. Но это было еще не все…
С уходом жены жизнь потеряла смысл
Смерть сына тяжело отразилась на его матери – она сильно переживала, что в итоге привело к болезни. Женщина страдала от гипертонии и сахарного диабета, но при этом наотрез отказывалась лечиться, хоть как-то бороться с болезнью. Когда ее состояние совсем ухудшилось, муж отвез ее к врачу, но было уже поздно, надежды на улучшение не было. Врачи посоветовали ему отвезти ее домой…
Рассказывая, он показывает на портрет своей жены. Рядом с ней его жизнь была совершенно другой – был порядок и смысл. Но ее смерть все изменила: "Мне все в этой жизни надоело. Каким может быть дом без женщины? Жены нет, и я как будто сам умер…".
Старый художник говорит, что человек счастлив, пока холост. После женитьбы появляются дети, они растут и, если они не уважают своих родителей, не считаются с ними – начинаешь презирать саму жизнь.
"Бог даст, начну рисовать"
После смерти жены Гаджибаба муаллим отказывается даже от самого любимого занятия, перестает рисовать, но долго так жить не может. Сейчас он занимается тем, что учит рисованию детей своих родственников и знакомых, но надеется, что когда-нибудь и сам вернется к живописи: "Дай Бог, начну рисовать, только куплю холсты и краски".
Наша беседа затянулась надолго, он делился со мной не только историей своей жизни, но и своими мыслями, взглядами, принципами. "Никогда не живи ради денег, дома, машины, живи любовью, своими чувствами", – учит Гаджибаба муаллим.
Прощаясь, он еще раз пообещал мне вернуться к рисованию. "Приходи через полгода. К тому времени я снова начну рисовать. Тогда и сфотографируешь все мои работы", – сказал, улыбаясь, старый художник.
Он проводил меня до двери и поспешил к своим ученикам.