Михаил Нейжмаков, ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций
В настоящее время в российско-американских отношениях есть отдельные подвижки. Например, стали проходить встречи с участием начальника Генштаба ВС РФ и председателя Объединенного комитета начальников штабов ВС США для согласования действий в Сирии.
Пока неопределенность в российско-американских отношениях можно объяснить и объективными причинами – новая администрация только осваивается в Вашингтоне. Но тревожных для Москвы сигналов уже немало. А ставка на "управляемый хаос" может определять стратегию Трампа куда больше, чем это было при Обаме.
Один из проблемных для Москвы аспектов новой американской внешней политики – курс на охлаждение между США и Ираном. Вашингтон будет подталкивать Москву отдаляться от Тегерана, что для России невыгодно, но дело не только в этом. США уже активизировали работу в регионах, находящихся в иранском "тылу" – в том числе на Южном Кавказе. Однако, такая активность Вашингтона на постсоветском пространстве всегда воспринималась Москвой настороженно. Сравним с ситуацией "под занавес" президентства Барака Обамы, когда последнего в самих США, наоборот, критиковали за излишнюю пассивность на том же Южном Кавказе и уступку инициативы Москве.
Объективно выгодная для Вашингтона стратегия – изолировать наиболее сильных региональных игроков друг от друга. Это касается и держав, вовлеченных в сирийский конфликт. Турция явно не хочет охлаждения с Москвой. Показательно, что мартовская встреча высокопоставленных военных в Анталье прошла с участием главы Генштаба ВС РФ, ОКНШ ВС США и Генштаба ВС Турции, то есть Анкара продемонстрировала намерение вести обсуждение военных планов по Сирии не "сепаратно", наедине с американскими военачальниками, а с участием российских генералов. И все же попытки вбить клин между Россией и Турцией со стороны США вполне возможны. Тем более, что на фоне очередного охлаждения со странами Европейского Союза Анкара будет еще больше заинтересована в Вашингтоне.
Команда Трампа пока применяет весьма жесткий стиль международной политики, часто намеренно обостряя противоречия с теми или иными державами (отметим не только Иран, но и, например, Китай). Такая игра на "управляемом хаосе" может принести дивиденды Вашингтону, но для России будет означать неопределенность в отношениях с заокеанским партнером.
Отметим также, что США намерены добиваться от партнеров по НАТО увеличения оборонных расходов. Иран далеко от стран-членов Альянса, а с угрозой со стороны радикальных исламистов тем же европейским странам должны бороться, в первую очередь, полиция и спецслужбы, а не военные. Не станет ли вновь "российская угроза" тем фактором, которым страны-члены НАТО будут мотивировать новые военные расходы?
Все это происходит на фоне продолжения внутриполитической борьбы в самих США. Трамп по-прежнему не может чувствовать себя вполне уверенно. Для Джорджа Буша-младшего, оказавшегося в схожем положении в свой первый президентский срок, одним из выходов стало внимание к внешним угрозам (за призывами к "борьбе с международным терроризмом" последовали вторжения в Афганистан и Ирак). Такая стратегия может быть одним из возможных путей и для Трампа. Тогда встанет вопрос – насколько борьба Белого дома с такими угрозами (реальными или преувеличенными) может задеть интересы России.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.