Кямаля Алиева, Sputnik Азербайджан
Бакинский международный джазовый фестиваль на днях стал членом European Jazz Network, которая является ассоциацией национальных джазовых организаций, концертных площадок, клубов, фестивалей и концертных промоутеров, специализирующихся на джазе в странах Европы. Подробно об этом в интервью Sputnik Азербайджан рассказала директор Бакинского джаз-фестиваля и главный редактор журнала "Jazz Dunyasi" ("Мир джаза") Лейла Эфендиева.
— На днях Бакинский джазовый фестиваль стал членом крупнейшей международной организации "European Jazz Network", хотелось бы знать, что это нам даст?
— Прежде всего хочу сказать, что мы несколько лет добивались вхождения Азербайджана в EJN. Сегодня для того, чтобы иметь реальные результаты и успех, нужно работать и естественно, соответствовать мировым требованиям. Кроме того, нелегко убедить и обратить на себя внимание таких серьезных организаций, как Европейская Ассоциация Джаза. EJN является связующим звеном между самыми престижными джаз-фестивалями мира, продюсерами и промоутерами, джазовыми телеканалами и радио. Миссия EJN — поощрять, продвигать и поддерживать развитие сектора творческой музыки в Европе, создавать возможности для встреч и общения артистов, организаторов и зрителей из разных стран.
Для Азербайджана вхождение в EJN — это даже не окно, а отрытая дверь в европейскую сеть джаза. Конечно, это возможность представить наших джазовых музыкантов в Европе в широком спектре, это записи и распространение их дисков в магазинах по всему миру, привлечение европейских лейблов. Одним словом, мы получили возможность рассказать о себе, о парадоксальном факте непростой джаз-истории нашей страны, о том, что с начала прошлого столетия и по сегодняшний день джаз в Азербайджане настолько развился, что стал неотъемлемой частью нашей культуры. Мы присоединились к работе организации, которая состоит из 33 стран, и стали одной из этих передовых стан, где джаз стремительно развивается.
— Каждый год в нашей стране проходит джазовый фестиваль, как вы сами его оцениваете?
— Бакинский джазовый фестиваль берет свое начало с 2005 года, когда Раин Султанов начал проводить его и впервые пригласил звезд мирового джаза в нашу страну. На протяжении двенадцати лет наш фестиваль принял практически всех ведущих музыкантов мира, и не только ведущих. Мы сумели добиться того, что сегодня получаем сотни заявок из разных стран на участие в фестивале. Бакинский джазовый фестиваль встал на одну планку с лучшими джаз-фестивалями Европы и Америки. Например, в прошлом году программа была настолько насыщенной, что зрители не успевали перемещаться из одного зала в другой. С большим успехом прошел конкурс молодых исполнителей и "Kids Jazz Days". Наш девятидневный фестиваль освещался на канале Euronews.
Я являюсь директором фестиваля, а также главным редактором специализированного журнала. Именно это дало мне возможность представлять наш джаз-фестиваль на всемирной джаз выставке "Jazzahead" в Германии. Там мне наконец удалось пригласить представителей EJN на наш фестиваль. Они остались довольными уровнем и качеством фестиваля, выбором музыкантов, широкой образовательной программой, наличием мастер-классов и джемсейшнов, днями джазового кино. Дали высокую оценку нашему фестивалю и решили, что мы достойны войти в данную организацию.
— А как оценивают его иностранные музыканты, которые принимают в нем участие?
— Я скажу так: они все уехали с надеждой еще раз вернуться в Баку. Каждый из них писал на страничках своих социальных сетей о красоте нашего города и профессиональном уровне фестиваля, они выставляли фото, делились впечатлениями. Мы всегда стараемся быть не только организаторами технически, но и остаться гостеприимным хозяевами фестиваля, сохранить вековые азербайджанские традиции особого отношения к гостю.
Программа иностранных музыкантов состоит не только из концертов, но и знакомства с нашей страной, нашим джазом. Все они уехали с книгой "История джаза Азербайджана", которая вошла в библиотеку ЮНЕСКО, журналами, информацией. Кроме того, в нашем лице они приобрели новых друзей.
— Как бы вы прокомментировали рост и развитие азербайджанского джаза со времен Вагифа Мустафазаде и по сей день?
— Я всегда против того, чтобы начало нашего джаза считали со времени Вагифа Мустафазаде. Мы не должны забывать о золотом времени нефтяного бума в Баку, когда началось увлечение музыкой темнокожих в начале прошлого века. Мы не должны забывать о времени сталинских репрессий, когда наш невиновный Парвиз Рустамбеков был убит в тюрьме за джаз. Мы не должны забывать время оркестров Рауфа Гаджиева и Тофика Ахмедова, время фильмов и мультипликаций с джазовой музыкой Рафика Бабаева.
Вагиф стал символом нашей джазовой музыки, положил начало новому стилю, он же был неординарным человеком, бунтарем и яркой личностью. С тех пор наш джаз прошел тернистый путь, мог просто исчезнуть. Благодаря нескольким людям, во главе которых я ставлю Раина Султанова, удалось его сохранить.
Джазовые фестивали, книги, журналы, радио, работа за пределами страны, новая волна музыкантов и счастье от их успеха. Мы годами усердно работаем в этом направлении. У нас есть новое поколение просто потрясающих пианистов, которых хорошо знают в Европе и Америке. К примеру, могиканин американского джаза Ахмад Джамал написал на своей страничке в социальной сети о том, что он считает Шаина Новрасли одним из лучших представителей джазовых пианистов нынешнего поколения. Исфар Сарабский выезжает в туры с известным Дафером Юсефом. Идет новая волна молодых талантов, которых мы выявили посредством конкурса молодых исполнителей. Мы даже не могли представить себе в 90-х годах, когда был полный упадок, что когда-то джаз в Баку снова заиграет в полную силу.
— Чего не хватает молодым исполнителям?
— Не хватает школы. Это самая большая наша проблема. Есть таланты, самородки, которых нужно обучать направлять, но в Баку нет джазовой школы, а ехать куда-то обучаться стоит немалых денег. В результате они просто плывут по течению, слушают, списывают, кто-то добивается успеха, а кто-то не может заняться саморазвитием. В результате они подаются кто куда. Кроме того, не хватает рабочих мест, где музыканты могли бы не только заниматься творчеством, но и получать заработную плату, а это связано с общим культурным развитием страны и потребностями нынешнего слушателя.
— Джаз появился как заводная музыка, которая вдохновляла и рабочих, и интеллектуалов. Потом роль авангарда у него в целом отобрал рок, а джаз оказался (против своей воли) противопоставлен ему как приличный и благопристойный. Какова "ниша" джаза теперь?
— Я бы сказала, что рок-музыка никогда не являлась альтернативой джазу. Истинные любители джаза ищут импровизационный момент, которого нет в рок-музыке. Почему джаз считается музыкой интеллектуалов? Потому что, придя на джазовый концерт или слушая CD джазового музыканта, мы ждем индивидуальное представление и видение музыканта. Импровизация есть та магическая связь интеллекта музыканта со слушателем. Этого нет ни в одном другом жанре музыки. Ну возможно, за исключением мугама, в котором также есть импровизации. Мугам — еще одно, скорее всего, самое главное наше достояние, которое мы также должны беречь и развивать.
У джаза нет ниши. Я вижу эту музыку, как всегда меняющееся море. Оно бездонно и его невозможно зафиксировать ни местом, ни категорией. Современный джаз настолько разнообразен, что каждый, буквально каждый может найти свою музыку в нем. Именно с этой целью мы представляем совершенно разноплановых музыкантов на джаз-фестивале. Для того, чтобы новое поколение имело возможность услышать разную музыку — от босановы до модального джаза, джаз-рока, а также фанк и соул мьюзик.
— Азербайджанский джаз сегодня имеет свое лицо именно благодаря его синтезу с мугамом, или не только?
— Я считаю, что не только. Конечно, мугамные лады всегда интересны иностранному слушателю. Но если это сделать не профессионально, если бы наши музыканты не были бешено талантливыми, никакой синтез тут не помог бы. Мы отличаемся, мы интересны для мирового джаза, так как есть в наших музыкантах что-то такое, чему невозможно дать точное определение. Как я сказала выше, все они самородки, некоторые даже не имеют музыкального образования, но несмотря на это вышли в мир, их знают и слушают. В этом и состоит парадокс.
А лицо азербайджанского джаза — это истоки, его история, которая сильно отличается от истории джаза других стран, тернистый путь, пройденный талантливыми музыкантами.