БАКУ, 26 янв – Sputnik. Одна из сильных сторон присоединения к Трансадриатическому газопроводу (TAP) для "Газпрома" очевидна, сказал Sputnik Азербайджан ведущий аналитик Агентства политических и экономических коммуникаций Михаил Нейжмаков, рассуждая о желании российской нефтяной компании присоединиться к азербайджанскому проекту.
Российский "Газпром" обсуждает возможность использования газопроводов Poseidon и TAP для поставок газа в Европу.
По словам Нейжмакова, это способ найти маршрут поставок российского газа для части европейских потребителей в обход проблемной Украины. Но, отметил эксперт, могут быть и дополнительные позитивные для российской корпорации факторы.
"Скажем, участие в этом проекте может дополнительно сблизить "Газпром" и бельгийскую Fluxys. Последняя, как известно, владеет 19% акций TAP, но недавно высказала интерес к поддержке продвигаемого Россией "Северного потока-2", об этом заявлял гендиректор бельгийской компании Паскаль де Бюк", — сказал аналитик.
Возможно, отметил собеседник Sputnik, интерес "Газпрома" к TAP подтолкнет Германию активнее бороться с препонами при реализации "Северного потока-2". По словам политолога, ФРГ сама рассчитывает на роль крупного газового хаба благодаря российскому газу. А ведь российское "голубое топливо", попавшее благодаря TAP в Италию, может оттуда направиться в Австрию, Словакию, Венгрию, Румынию и Болгарию.
"В Берлине наверняка рассчитывают, что хотя бы в часть этих стран будет попадать газ, который пойдет через ФРГ. То есть, интерес "Газпрома" к TAP может помочь "Северному потоку-2", — считает он.
При этом Нейжмаков отметил, что тот же фактор Берлина по тем же причинам может создать препоны для доступа российской корпорации к TAP. По его словам, если формальные поводы сейчас не очевидны, их вполне могут попытаться найти или создать, используя возможности евробюрократии.
"Что же до Азербайджана, то он собирается поставлять газ для стран Южной Европы, с которыми давно работает Россия. Но можно посмотреть на ситуацию вокруг TAP и с другой стороны – через призму позитивных аспектов для обеих стран, а не только конкуренции", — сказал он.
Например, отметил собеседник Sputnik, появление еще одного поставщика для Трансадриатического газопровода подрывает аргументы скептиков в духе: а хватит ли для нужд проекта ресурсов "Шахдениз".