БАКУ, 12 янв – Sputnik. В настоящее время Азербайджан сталкивается с очень серьезными вызовами.
Об этом сказал Sputnik Азербайджан член Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, политолог и журналист Максим Шевченко, рассуждая об объявленном в Азербайджане Годе исламской солидарности и предстоящем Давосском форуме.
Президент Азербайджана Ильхам Алиев посетит Швейцарию с официальным визитом для участия в работе Всемирного экономического форума (ВЭФ) в Давосе.
Шанс для Азербайджана
По словам Шевченко, за прошедшие годы Азербайджан столкнулся с немалым примером конфликтов, в том числе по внутриисламским вопросам, таким, как события в Нардаране.
Сегодня, отметил эксперт, Азербайджану очень тяжело, поскольку он является страной непрерывного влияния внешних достаточно сильных соседей – таких как Иран, Турция и Россия, прежде всего, на территории которых существует устойчивое исламское концептуальное видение. Чего, к сожалению, нет в Азербайджане.
По мнению собеседника Sputnik, это связано с тем, что в Азербайджане проживают и шииты, и сунниты, и салафиты, а также есть и национальные разделения, например, тюрки, талыши, народы кавказского корня (лезгины, аварцы), народы персидского корня.
Шевченко считает, несмотря на то, что в Турции, Иране и России существуют разные версии ислама, а также разногласия по Сирии, сближение этих государств между собой предоставляет Азербайджану огромный шанс.
"Но для того, чтобы этим шансом воспользоваться, на мой взгляд, Азербайджану нужно кое-что изменить в политике", — сказал он.
Современное демократическое общество, по словам политолога, показывает, что оно является обществом договора для мусульман, того договора, что лежит в основе исламской мироконцепции.
Эксперт рассказал, что этот договор был установлен пророком Мухаммедом, который держал договор с Абу Суфьяном, со злейшими врагами – с корейшитами – с теми, кто убил его друга Хамзу, с теми, кто изгнал мусульман из Мекки. И несмотря на то, что сподвижники пророка предлагали ему напасть на мекканцев-язычников и антимусульман, он сказал: "Нет, мы будем держать договор". И держал его.
Поэтому, по мнению Шевченко, если государство современное, демократическое, предложит мусульманам внятный договор и мусульмане его примут, то они станут опорой этого государства.
"В частности, такого государства, как Азербайджан, если ему удалось преодолеть все эти внутренние расколы. Так как ислам – это не феномен культуры, это политический феномен прежде всего", — подчеркнул он.
Что Азербайджану нужно от Давоса
Касаясь участия Азербайджана в Давосском форуме и того, как итоги этого форума впоследствии могут сказаться на нашем регионе, политолог отметил, что Азербайджан на Давосе – государство, входящее в число стран третьего уровня.
Эксперт разъяснил, что первый уровень – это те, кто держит в своих руках мировую эмиссию – доллара, фунта, евро, йены. Второй – те, кто берут займы на льготных условиях у государств первого уровня и развивают свою социально-технологическую инфраструктуру под политические союзнические отношения. А третий – те, кто вынуждены торговать сырьем в обмен на валюту.
"Например, Россия и Азербайджан государства третьего уровня. Понятно, что Россия – страна более мощная, с ядерным оружием, могучей армией, огромным населением, тогда как Азербайджан – страна с меньшей территорией, испытывающая такие проблемы, как то, что часть ее территорий является отчужденной", — сказал он.
Но вместе с тем, отметил Шевченко, даже в этой кризисной ситуации Азербайджан демонстрирует достаточно успешную торговую стабильность и понимание мировой рыночной конъюнктуры.
По его мнению, в Давос Азербайджан едет как потенциальный миноритарный партнер, но что именно страна рассчитывает получить от этого форума, решить ей нужно самой.
"Мир так стремительно меняется, и если союз Иран-Турция-Россия станет реальным, станет действенным, то Азербайджан должен будет искать место в этом союзе, поскольку его энерготранзитные пути зависят и от России, и от Турции. Да и во многом от Ирана, которому сегодня разрешили продавать нефть", — сказал эксперт.
По мнению политолога, для Азербайджана все это – очень серьезные вызовы, поэтому в Давос страна, скорее всего, в этом году поедет на разведку, чтобы понять, что дальше будет и чего ждать от мира, в котором президентом величайшей мировой империи является Дональд Трамп.
Давос и карабахская проблема – пустые надежды
В то же время, предположение о том, что Давос может как-то отразиться на нагорно-карабахском конфликте, Шевченко назвал пустыми надеждами.
Политолог считает, что карабахский конфликт может быть решен тройкой бывших региональных империй – Россией, Турцией, Ираном. Ни Запад, ни США, причем в особенности США, не заинтересованы в разрешении этого вопроса.
Собеседник Sputnik напомнил, что Карабах стал неразрешимым фактором в эпоху Клинтонов. Первые события начались, когда в Америке заканчивалось президентство Джорджа Буша, а развернулись как драматические события в эпоху Билла Клинтона.
Он отметил, что в целом многие трагедии, драмы, включая югославскую войну, карабахскую, грузинскую, абхазскую, проводились с санкции демократического Вашингтона.
По мнению Шевченко, задача демократической американской администрации – это всячески душить и "держать за горло" национальные государства и национальные бюрократии, стоящие во власти этих государств.
"Нет лучше способа "держать за горло", чем неразрешимые десятилетиями территориальные конфликты. Такие как палестино-израильский, армяно-азербайджанский, грузино-абхазский, осетино-грузинский, российско-украинский, молдаво-приднестровский и многие другие", — сказал он.
Политолог отметил, что демократические США карабахский конфликт создали, позволили вылиться в такую бесчеловечную форму, и они, безусловно, всячески затягивали его решение.
"Вопрос – выгоден ли армяно-азербайджанский конфликт России, Турции и Ирану, которые сегодня потенциально претендуют на то, чтобы обеспечивать порядок на Кавказе и в Малой Азии? Нет, конечно, невыгоден", — подчеркнул он.
Поэтому, отметил собеседник Sputnik, и азербайджанские интересы, и армянские интересы, интересы жителей Нагорного Карабаха, как армян, так и азербайджанцев, как и русских, которые там жили, и о которых сегодня никто не вспоминает, могут быть защищены только совокупной позицией этих трех держав, заключил Шевченко.