Рамиль Ибрагимов, Sputnik Азербайджан
Тар – это живой инструмент, он чувствует отношение к себе. Бывает, что так сильно устаешь, что даже заснуть не можешь, но стоит только взять в руки тар и исполнить что-то хотя бы несколько минут, как вся усталость куда-то пропадает.
Вот с такой любовью и нежностью начинает свой рассказ для Sputnik Азербайджан мастер по изготовлению таров Насиб Гулиев.
Впервые он познакомился с этим древним народным инструментом, когда ему было 14 лет. Отец решил подарить ему тар, чтобы сын не скучал, когда оставался дома один. И Насиб начал учиться играть, слушая исполнения известных исполнителей на таре по радио и телевидению.
Гулиев родился в Бардинском районе, где живет и ныне. Однако был период, когда судьба забросила его в Шушу, которая считается колыбелью азербайджанской музыки. Там он окончил школу, там же и начал изучать тонкости ремесла. И это при том, что даже не имел начального музыкального образования.
Первый тар, который изготовил молодой еще мастер, по его собственным словам, был примитивным, и сделал он его всего за три дня.
"Мой тар сломался. Вообще, все мои инструменты ломались в области шейки. И я решил сделать такой тар, который бы не ломался — я сделал его из цельного куска дерева", – вспоминает собеседник Sputnik.
Но случилось так, что тар, который он смастерил 32 года назад и подарил своему двоюродному брату, в этом году вновь вернулся к нему – кузен решил отдать ему его детище как память.
"Увидев мой первый тар, я понял, насколько он грубо сделан, и подумал, что кто увидит – посмеется надо мной. Я сжег его… Потом очень пожалел… Надо было повесить его над дверью – все же это был мой первый инструмент", – говорит мастер.
По его словам, у хорошего тара корпус должен быть сделан из тутового дерева, а шейка и головка – из ореха. Главное – найти подходящее дерево. А время изготовления может длиться и год, и два, и проходит в несколько этапов. "К примеру, дерево для корпуса должно сушиться целый год в месте, куда не падает солнечный свет, а шейка и головка прикрепляются специальным клеем. После этого инструмент полируется, прикрепляются струны. В самую последнюю очередь проверяется качество звучания", – говорит мастер Насиб.
В прошлом году он продал четыре тара, но каждый раз мастеру трудно с ними расставаться – рука не поднимается продавать инструменты, над которыми работаешь годами. Самое большое желание мастера – увидеть свой инструмент в руках какого-нибудь известного исполнителя.