Азербайджанский государственный русский драматический театр на протяжении всего года радовал зрителя новыми спектаклями и гастролями. Подробно обо всем этом в интервью Sputnik Азербайджан расскажет народный артист, главный режиссер Русской драмы Александр Шаровский.
— Александр Яковлевич, как бы вы оценили итоги уходящего года для нашей культуры?
— Год был очень насыщенным и плодотворным в культурном плане. В нашей стране прошло огромное число конкурсов, фестивалей, концертов, выставок, в которых приняли участие не только азербайджанские, но и зарубежные исполнители, музыканты, художники. Помимо всего этого в наших театрах было поставлено много новых спектаклей, состоялись гастроли иностранных актеров. Этот год был плодотворным и для Русской драмы. У нас отсчет сезона начинается с сентября. Мы открыли его комедией "Халам бунду" по пьесе Полякова, режиссером которого являюсь я сам. В нем приняли участие многие ведущие актеры театра.
В рамках программы "Большие гастроли 2016" Федерального центра поддержки гастрольной деятельности Министерства культуры РФ в Русской драме прошли гастроли московского академического театра имени Владимира Маяковского со спектаклями "Женитьба" и "Русский роман". Впервые на нашей сцене выступили известные российские актеры Светлана Немоляева, Галина Анисимова, Игорь Костолевский, Михаил Филиппов, Расми Джабраилов, Дмитрий Прокофьев, Евгений Парамонов, Константин Константинов, Евгения Симонова, Татьяна Орлова, Алексей Дякин, Вера Панфилова и многие другие. Мы намерены продолжить с ними сотрудничество и в этом году.
А завершили мы этот год премьерой спектакля "Али и Нино" по мотивам всемирно известного одноименного романа Курбана Саида. Я уверен, что 2017 год будет еще более плодотворным, судя по уже запланированным мероприятиям. Это нас только радует, потому что наше искусство движется вперед, развивается во всех областях.
— Как оцениваете развитие театрального искусства в стране?
— Знаете, театр — это часть культурного процесса. Я всегда за бесконечный ритм. Театр — сложный организм со своей сложной структурой. Мне кажется, что не надо опускать руки там, когда что-то идет не так. Даже если ты не доволен результатом, нужно, засучив рукава, продолжать работать и выправлять положение в нашем театральном мире. На все процессы я смотрю достаточно позитивно.
— Как вы относитесь к интерпретации классики?
— Нормально. Любая пьеса, будь то классическая или современная, нуждается в том, чтобы ее превращали в театральное действие. Задача театра, прежде всего режиссера, придать ей объем, форму и иное качество. Любое произведение должно быть актуальным. Если же оно не перекликается со временем, то начинает напоминать музейный экспонат. На него можно посмотреть и отвернуться, просто это тебе не покажется интересным. Если же, ставя классику, хочешь поразить зрителей, то нужно, чтобы оно было интересно сегодняшней публике. В каждой своей постановке я стараюсь идти в ногу со временем, но при этом, конечно же, не меняю сюжет произведения.
— Интерес зрителей к театру увеличился или наоборот?
— Сегодняшнему зрителю интересно все, что имеет знак качества. У них есть свой вкус, и они сразу же понимают все и дают правильную оценку. Зритель всегда чувствует качество. Искусство — вещь экспериментальная. Дважды два не решает проблемы. Поэтому каждый раз перед премьерой испытываю волнение — поймет ли меня публика, как она встретит постановку. А зрители голосуют тем, что либо приходят, либо не приходят. Наша задача – уметь подарить публике удовольствие от постановки, чтобы получить искренние аплодисменты и суметь сыграть так, чтобы зритель сопереживал. У Русского драматического театра всегда есть свои зрители. Они не пропускают ни одну нашу постановку. Слава Богу, что нам удается удерживать свою публику. К сожалению, у меня нет времени посещать другие театры нашей страны, поэтому не могу сказать, как у них обстоят дела на этот счет.
— Довольны ли вы игрой молодых актеров? Много ли среди них талантливых?
— Если человек по-настоящему талантлив, то это видно сразу. Также есть люди, имеющие задатки, но они не могут их проявить. Не имеет значения, ты играешь в массовке или подтанцовке, надо все время быть в контакте со зрителями, тогда и быстрее идет процесс, набираешься опыта.
Артист — это человек, который должен уметь действовать на сцене и для этого он должен иметь совершенный механизм: голос, тело и хорошо, когда есть подвижный интеллект. У нас очень много талантливых режиссеров и актеров. К сожалению, таланты рождаются редко. По моему театру я чувствую, как вчерашние молодые люди, овладевая мастерством, начинают нам демонстрировать свое призвание. Это все идет через талант. Можно объяснить любому артисту поставленную задачу, но если Бог до него не дотронулся, то это будет просто техническое исполнение. Время постоянно выдвигает новых людей, поэтому я уверен, что в будущем у нас еще появится много имен.
— Интересно, откуда вы черпаете энергию в режиссуре?
— Когда замечаю, что повторяюсь, ненавижу себя. Постановка каждого спектакля – это прыжок в неизвестность. Каждый раз чувствуешь себя ребенком, который только начинает изучать мир, который должен создавать нечто новое и не повторять прошлые работы. Каждый день надо доказывать свое право на театральную сцену — это вечная погоня за "птицей совершенства", которую никак не можешь поймать. Театр — это вечная жажда, которая не утоляется даже из самого чистого родника. Он "съел" всю мою жизнь, у меня практически не остается времени на родных, но несмотря на это не жалею, ведь именно в этом состоит счастье моей жизни.