БАКУ, 19 дек – Sputnik. Освобождение Алеппо – очень важный, переломный момент в сирийской гражданской войне, сказал Sputnik Азербайджан военный обозреватель Виктор Литовкин, комментируя текущую ситуацию в этом сирийском городе.
Около двух тысяч боевиков и их родственников покинули восточный Алеппо. Накануне сирийское государственное ТВ сообщило, что условием выхода оставшихся боевиков из восточной части Алеппо должна стать эвакуация 1,2 тысячи жителей селений Фуа и Кефрайя в провинции Идлиб.
По словам Литовкина, сирийская правительственная армия при участии иранских стражей революции, ливанской "Хезболы" и курдских ополченцев и при поддержке российских ВКС освободила второй по величине город республики Алеппо, где когда-то проживало около пяти миллионов жителей и который на протяжении трех лет был захвачен различными террористическими группировками, основной из которых была "Джебхат ан-Нусра".
Военный обозреватель подчеркнул, что освобождение от этой группировки городских кварталов представляло собой очень сложную тактическую и гуманитарную задачу.
"Дело в том, что Соединенные Штаты настаивали, что в рядах террористов находятся оппозиционные Башару Асаду силы и бомбардировки российскими самолетами занятых "Джебхат ан-Нусрой" кварталов свидетельствуют о том, что Россия хочет уничтожить сирийскую оппозицию", — сказал он.
Собеседник Sputnik напомнил, что все переговоры министра иностранных дел РФ Сергея Лаврова с госсекретарем США Джоном Керри, в ходе которых Москва предлагала разделить террористов и оппозицию, вывести последнюю из города под российские гарантии безопасности, ни к чему не приводили. Ничего не произошло даже после того, как российские самолеты перестали бомбить восточные кварталы Алеппо, не случилось и разделения оппозиции и "Джебхат ан-Нусры", которая несколько раз меняла свое название.
По словам эксперта, сирийская правительственная армия и ее союзники шаг за шагом продвигались к освобождению города. Несмотря на то, что террористы прикрывались его жителями как живым щитом, несмотря на то, что они использовали подземные коммуникации для противодействия правительственным силам, несмотря на то, что с подачи США западные СМИ и даже ООН настаивали на предоставлении боевикам гуманитарных пауз.
"Якобы для вывода из города мирных граждан, которых террористы не выпускали из городских кварталов, а желающих уйти убивали на месте, и использовали перерывы в боях для перегруппировки своих сил и нанесения ударов по сирийской правительственной армии", — сказал он.
Требования о гуманитарных паузах, отметил Литовкин, как предполагалось и что получило сейчас подтверждение, были связаны и с тем, что США и их союзники из Турции, Саудовской Аравии, Катара и других государств пытались вывести из Алеппо и своих советников, инструкторов и военных специалистов, которые сражались в рядах террористов против правительственной армии, чтобы убрать законно избранного президента страны Башара Асада. Но боевики их не выпускали.
По словам обозревателя, для них присутствие западных спецназовцев было крышей от ударов российских ВКС и сирийских войск. И сегодня в числе остающихся в окружении небольших отрядов террористов все еще присутствуют западные спецы. В арабской печати уже звучат их фамилии.
"Сейчас из Алеппо выведены основные силы "Джебхат ан-Нусры", которые покинули город вместе со своими семьями в направлении Идлиба. Но оставшиеся в городе отряды продолжают очаговое сопротивление. Жгут автобусы, предоставленные террористам для выезда из города, расстреливают тех, кто хочет его покинуть", — сказал он.
Тем не менее, отметил собеседник Sputnik, российские саперы разминируют оставленные боевиками кварталы, подразделения российской армии подвозят мирным жителям и раздают продовольствие, пресную воду, оказывают медицинскую помощь. Ни ООН, ни одна из западных стран этим не занимаются.
Более того, по словам Литовкина, в Совете безопасности ООН идет политическая игра между резолюцией, предложенной Францией и поддержанной ее западными союзниками, и резолюцией, предложенной Россией, о направлении в Алеппо наблюдательной миссии, которая должна проследить за решением гуманитарных проблем жителей Алеппо и выводом из города оппозиционных сил. О ее завершении на момент написания этих заметок пока ничего не известно.
"Могут ли в Алеппо вернуться боевики, как они это сделали в Пальмире? Конечно, могут, если правительственные силы, с одной стороны, не зачистят полностью городские кварталы и подземные коммуникации от сторонников "Джебхат ан-Нусры", а с другой, — не начнут организовывать местные отряды ополченцев из своих сторонников, а также создавать местные органы власти, не наладят активную оборону города и его окрестностей от террористов", — считает военный обозреватель.
По его словам, это очень трудная и серьезная работа, так как в Сирии идет гражданская война очагового характера, здесь нет фронта и тыла, удара можно ждать с любой стороны, правительственная армия измотана пятилетней борьбой с боевиками, в ней слабая дисциплина, есть присущая всем арабским армиям расхлябанность и халатность, мало подготовленных в военном отношении командиров, а российские советники и инструкторы, которые, надо полагать, присутствуют в сирийских войсках, не могут заменить местных военачальников, тем более что их на всех не хватает.
Надо понимать, отметил собеседник Sputnik, что с освобождением Алеппо проблема освобождения Сирии от террористов не решается, хотя это и очень важный, переломный момент в гражданской войне. Но вслед ему должны начаться переговоры с теми реальными местными силами, кто хочет мира и спокойствия на этой земле.
"К сожалению, таких очень мало. Зарубежные так называемые "друзья Сирии", поддержанные западными странами, озабочены только одним — свержением ненавистного им Асада. И будут пытаться взять реванш за поражение на поле боя в ходе переговоров. Что, конечно же, у них не получится. Но затянуть время они смогут, и бои, гибель мирного населения в Сирии продолжатся", — уверен он.
Правда, по словам Литовкина, остается слабая надежда на Дональда Трампа. Если он действительно решит прекратить свергать зарубежные правительства, как обещал в предвыборных речах, то ситуация может измениться. Но надежд на это мало. Обещать, как говорят в народе, не значит жениться, заключил эксперт.