БАКУ, 16 дек – Sputnik. Очевидно, что главы внешнеполитических ведомств России и Турции систематически и поступательно предпринимали ряд усилий если не по нормализации обстановки, то, по крайней мере, по ее относительной стабилизации.
Об этом сказал Sputnik Азербайджан руководитель политического направления Центра изучения современной Турции Юрий Мавашев, рассуждая о предстоящем визите главы турецкого МИД в Москву.
Министр иностранных дел Турции Мевлют Чавушоглу 27 декабря намерен принять участие в переговорах в Москве со своими коллегами из России и Ирана Сергеем Лавровым и Мохаммадом Джавадом Зарифом.
Примечательно, отметил Мавашев, что, анонсируя свой визит в Россию и встречу с коллегами Лавровым и Зарифом, Чавушоглу акцентировал внимание на том, что сегодня есть силы, недовольные совместными усилиями, предпринимаемыми Москвой и Анкарой на сирийском направлении.
"А коль скоро это так (и его утверждения верны), появляется необходимость чаще сверять часы", — подчеркнул тюрколог.
Понятно, отметил он, что стороны торопятся завершить трагедию в Алеппо до наступления 2017 года. Стремятся создать и закрепить то, что они вместе назовут статус-кво, поставив перед фактом любого международного игрока, в том числе США с новой администрацией Трампа.
При этом, по словам тюрколога, турецкая сторона не считает, что усилия Москвы, способствующие разрядке напряженности, тождественны таковым Дамаска, который, по мнению турок, делает все возможное для осложнения и без того тяжелой обстановки.
В частности, отметил собеседник Sputnik, Анкара обращает внимание на шиитских наемников, выступающих на стороне Башара Асада. Они то и дело сталкиваются с вооруженной суннитской оппозицией.
"То есть элемент доверия в сирийском обществе, необходимый, чтобы урегулировать конфликт самостоятельно, отсутствует напрочь. Нет даже намека на него. Слишком много сторонних сил", — сказал он.
Это, по мнению Мавашева, не только осложняет обстановку и делает необходимыми встречи в трехстороннем формате и массу других разнообразных шагов России Турции Ирана, но и означает, что фрагментация Сирии – уже свершившийся факт.
Собеседник Sputnik считает, что никто, кроме сирийцев, это исправить не в состоянии. А они в обозримой перспективе явно этого не могут. В этом смысле радоваться успехам в Алеппо более чем преждевременно.
Турки считают, отметил Мавашев, что Иран является стороной конфликта и непосредственным участником. По их данным, иранский генерал Сейит Джеват руководит шиитскими вооруженными формированиями, выступающими на стороне Асада. Их более всего боится оппозиция и не доверяет им.
"Склонен полагать, что эти утверждения Анкары (я имею в виду утверждения об участии Ирана) недалеки от правды. В конце концов, Тегеран, который будет представлен Зарифом 27 декабря, не отказывался от встречи в трехстороннем формате, тем самым подтвердив свою безусловную вовлеченность. Скрывать это уже невозможно", — сказал он.
Тюрколог напомнил, что ранее предшествовали контакты глав МИД Ирана и Турции по телефону. По его мнению, и без этих контактов прекращение огня было бы невозможным. По времени оно так и совпало.
С другой стороны, отметил он, если принять во внимание, что перед беседой по телефону с иранской стороной (с Зарифом) Чавушоглу обсуждал Алеппо с министрами иностранных дел Саудовской Аравии и Катара, они также окончательно обозначили себя как непосредственные участники, которые вовлечены в конфликт и имеют нити к повстанцам (к значительной их части).
"Конечно, для Баку любые контакты между Ираном и Турцией – явление скорее положительное ввиду того, что Азербайджан политически и географически соприкасается с двумя государствами. А если рассматривать в контексте недавнего обсуждения Карабаха, то развязывание одного гордиева узла (в Сирии) может постепенно повлечь за собой развязывание и карабахского", — считает тюрколог.
Ведь сейчас, отметил он, стороны по сути впервые в новейшей истории учатся решать вопросы совместными усилиями при посредничестве России. "И это важное явление будет способствовать накоплению политического опыта всего евразийского пространства, а насколько к нему относится Азербайджан, не мне вам говорить",- резюмировал Мавашев.