Ильхам Мустафа, Sputnik Азербайджан
История Кавказской Албании, которая, начиная с раннего средневековья, охватывала большую часть Азербайджана, все еще хранит в себе немало тайн. И поныне практически во всех горных и предгорных областях страны можно встретить памятники истории, связанные с этим древним государством с богатой культурой.
Государственной религией в древней Албании было христианство, поэтому большинство исторических памятников того времени – это христианские храмы и церкви.
Однако, к сожалению, албанскую апостольскую церковь, которая значительно отличается от армянской григорианской и грузинской православной, наши соседи пытались присвоить себе. Этому способствовало то обстоятельство, что с распространением в Азербайджане ислама мусульманское население перестало проявлять интерес к церквям, которые к тому же, как правило, находились высоко в горах.
В средние века албанская церковь продолжала вести борьбу за свое существование, однако в 1836 году она была отменена указом царя, после чего процесс "ассимиляции" еще больше усилился.
В итоге практически во всех албанских храмах, которые дошли до наших дней, были изменены кресты и надписи, проводились иные изменения, что впоследствии стало еще одним поводом для предъявления Азербайджану территориальных претензий.
Каменная память древнего Азербайджана
Один из таких памятников находится в Агстафинском районе Азербайджана – комплекс пещер Кешикчидаг.
Этот пещерно-храмовый комплекс, который заслуженно называют каменной памятью Азербайджана, расположен в 75 километрах от районного центра Агстафы, на тянущейся вдоль границы с Грузией горной цепи Гатардаг, в 15 километрах на северо-восток от озера Джандар, на высоте 750-950 метров над уровнем моря.
На всей территории комплекса сохранилось до ста природных и искусственных пещер, трехэтажная крепость высотой 11 метров, построенная еще в раннем средневековье местным населением Кавказской Албании на крутом скалистом обрыве с оборонительной целью, а также датируемые V-VI веками два албанских храма, построенные из местного камня на расстоянии полторы тысячи метров друг от друга.
Согласно исследованиям ученых, люди заселяли эти пещеры более двух тысяч лет назад. Однако, искусственные пещеры были выдолблены в скалах значительно позже – в VIII-XV веках. Каждая из них имеет один вход и окна в виде бойниц, которые имеют квадратную или куполообразную форму. Здесь также есть небольшие кельи, молельни. Некоторые пещеры соединяются друг с другом тайными проходами.
Первые шаги в восстановлении истории
Исследования в пещерах Кешикчидаг стали возможными только в годы обретения страной независимости. В советские времена, начиная в 1948 года, на данной территории располагался тренировочный полигон, поэтому тут не то чтобы исследовать, даже прогуливаться было запрещено. Более того, некоторые пещеры были разрушены в результате артиллерийского огня.
Президент Ильхам Алиев в 2005 году посетил эти пещеры – тогда он прибыл сюда, чтобы лично ознакомиться с состоянием азербайджано-грузинской государственной границы. И уже в 2007 году глава государства издал указ, согласно которому данная территория, с целью изучения, защиты и популяризации объектов, находящихся в храмово-пещерном комплексе, объявлялась Государственным историко-культурным заповедником "Кешикчидаг". Отметим, что одна из самых высоких точек в здешних горах называется "Пик Ильхама Алиева".
Долг – беречь наследие предков
С того времени была проделана немалая работа. В частности, для тех, кто интересуется историей родного края, была проведена дорога к пещерам. С первого дня работы руководство заповедника обратилось в соответствующие структуры с предложением начать исследования. С того времени здесь работают сотрудники Института археологии и этнографии Национальной академии наук Азербайджана, а также институтов архитектуры и строительства, культуры и искусства.
Как рассказал директор заповедника Муса Мурсагулиев в беседе со Sputnik Азербайджан, проведенные исследования еще раз подтвердили, что пещерно-храмовый комплекс "Кешикчидаг" относится к Кавказской Албании, а грузинские православные христиане стали приходить сюда, начиная с XI-XII веков. Что касается фресок на стенах пещер, то, по словам Мурсагулиева, они были нарисованы в XIX веке.
"Об этом говорят стиль, в котором выполнены фрески, а также использованные при этом краски", – сказал директор.
Хотелось бы еще раз отметить, что если тщательные исследования по истории албан являются делом ученых, то сохранение памятников, которые достались нам от наших предков, и передача их будущим поколениям, является долгом каждого азербайджанца.