Шахпери Аббасова, Sputnik Азербайджан
Азербайджан известен во всем мире как толерантная страна. Представители любого вероисповедания здесь имеют возможность свободно отправлять свои религиозные обряды.
При этом истоки традиций мультикультурализма уходят корнями в глубокую древность. В различные эпохи жители Азербайджана исповедовали огнепоклонничество, христианство и, наконец, ислам.
Самый древний храм на Кавказе
Один из древнейших христианских храмов не только в Азербайджане, но и во всем Кавказском регионе расположен в деревне Киш в Шекинском районе.
Как рассказала Sputnik Азербайджан гид музейного центра, действующего при церкви, Шарафат Гамидова, древний албанский храм относится к I- IV векам нашей эры. Памятник, построенный из известняка, является первым возведенным в средние века на Кавказе куполообразным храмом с большим залом.
Еще в 1981 году сотрудники Института истории Национальной академии наук Азербайджана проводили здесь археологические раскопки, которые доказали, что фундамент памятника имеет чашевидную форму. Интересно, что египетские пирамиды также построены на аналогичном фундаменте.
Реставрационные работы в храме начались с 2000 года, а уже в сентябре 2003 года состоялось его открытие. Проект реставрации был осуществлен при поддержке известного норвежского ученого и путешественника Тура Хейердала. Работы предполагалось вести в четыре этапа, первый из которых был посвящен археологическому изучению памятника. Несмотря на то, что раскопки велись на ограниченной территории, ученым удалось проследить все этапы истории храма.
Тайны древней церкви
Изучение самых низших слоев дало возможность установить точную дату первоначального строительства храма, что долгое время являлось предметом дискуссий.
Раскопки подтвердили, что этот самый древний на Кавказе храм в I веке заложил апостол Елисей. По словам Гамидовой, раньше на стене храма имелась надпись, которая указывала, что "это церковь Святого Елисея, и в 1244 году она была отстроена заново". Строительство храма продолжалось до IV века. В V веке была достроена его округлая часть, а после прихода в VII-VIII веках в Азербайджан арабов была возведена верхняя ее часть (XII век).
В результате исследований стало ясно, что памятник прошел несколько этапов строительства. До наших дней он дошел в обновленном виде. Стены как изнутри, так и снаружи местами оштукатурены. При этом перестройке больше подвергалась верхняя часть храма.
Во время раскопок внутри и во дворе храма было сделано несколько интересных находок, в том числе были обнаружены остатки керамических изделий, а также золотые и бронзовые украшения, которые доказывают, что церковь на протяжении веков являлась центром культуры всего региона.
Люди, похороненные во дворе храма, – древние албанцы. Это были высокие, светловолосые, голубоглазые люди. Захоронения имеют массовый характер – тела находились по 5-6 человек друг на друге и 20-25 рядом друг с другом. На территории храма хоронили священнослужителей, людей, которые жили и служили в этой церкви.
Жившие здесь люди веками берегли и хранили эти места, приходили сюда за исполнением своих желаний. Для этого они прикладывают монету к стене – считается, что, если их намерение, желание должно сбыться, монета прилипнет к стене.
Символом албанцев был павлин. Изображения этой птицы высечены на камнях. Один из таких камней был обнаружен в Мингячевире. Также здесь найдены древние албанские письмена, и хоть их не удалось расшифровать, тем не менее впоследствии удалось восстановить изображения подсвечника и древа жизни.
Во время археологических раскопок были обнаружены предметы быта. Так, в могиле, относящейся к II-IV векам, где была похоронена женщина, чей рост достигал почти двух метров, были обнаружены принадлежавшие ей украшения из меди, с инкрустированными драгоценными камнями – жемчугом и бирюзой.
Кишский храм – наследие Кавказской Албании
После исследований, которые были проведены в 1999-2000 годах, стало известно, что история церкви в деревне Киш, которая является первой и самой древней не только в Кавказской Албании, но и на всем Южном Кавказе, уходит корнями еще в более древнюю эпоху.
Исследования показали, что на этом месте еще в античные времена — в III-I веках до нашей эры – существовал древний храм. И уже на его основе была построена церковь. В V веке нашей эры был построен купол и церковь приняла форму, дошедшую до наших дней.
Во дворе храма выставлены макеты древних албанских храмов. Большинство из них еще не отремонтировано. Реставрацию прошли церкви в Габале, в деревне Нидж, где проживают удины, а также церковь Кюрмюк в Гахе. И, конечно же, была отреставрирована мать всех албанских храмов – Кишский храм.
Сохранение древних албанских церквей – один из приоритетных вопросов для Азербайджана. В последнее время проведено немало работы для того, чтобы об этом историко-культурном наследии нашей страны стало известно во всем мире.
Еще с царских времен армяне пытались присвоить себе древние албанские храмы и другие образцы материально-культурного наследия Кавказской Албании.
Однако в результате мероприятий, которые азербайджанское государство проводило с привлечением представителей международной общественности, попытки армянских ученых и священнослужителей подделать историю Кавказской Албании были предотвращены. В мире уже все прекрасно понимают, что албанские храмы принадлежат именно Азербайджану.