БАКУ, 13 дек – Sputnik. Гюлен не заработал своих денег праведным путем, сказал Sputnik Азербайджан политолог Тофик Аббасов, рассуждая о том, кто же такой – лидер террористической организации FETÖ.
Сегодня российские СМИ все чаще интересуются фигурой проповедника Фетхуллаха Гюлена и его учением, задаваясь вопросом — способно оно разрушить мир или собрать его заново.
Аббасов напомнил, что движение Гюлена называется "Хизмет" (турецкое общественно-политическое движение, возникшее вокруг идей турецкого писателя Фетхуллаха Гюлена – ред.). Оно выбилось из общего учения "Нурси", которое было создано известным турецким богословом Саидом Нурси.
Политолог отметил, что само движение "Нурси" ставило перед собой цель создать мосты взаимодействия между мусульманским и христианским мирами. И Гюлен является одним из его последователей.
"Однако, Гюлен никогда не был близок с Нурси и после его смерти он видоизменил его проповеди и пошел уже своим путем", — считает Аббасов.
Собеседник Sputnik отметил, что в те годы многие считали Гюлена агентом масонской ложи и ставленником Запада, так как его появление совпало по времени с Исламской революцией в Иране.
Сам Гюлен, отметил эксперт, является выходцем из Восточной Анатолии, из Эрзурума, но объявился он почему-то в Измире, где обосновал свою школу, вышел в свет и начал проповедовать свою идею взаимодействия с мировыми полюсами.
По мнению Аббасова, ничего нового и новаторского Гюлен в учение Саида Нурси не внес. Он просто показал своим последователям, что "у нас есть свой путь, своя дорога, мы должны учиться многому у Запада, и должны умерить свой наступательный пыл".
"То есть ничего плохого в том, что Гюлен говорил, не было. Но его критики и те, кто подвергал ревизии его учение, все же несколько раз ловили его на том, что он слишком сильно прогибается перед Западом и едва ли не выполняет их заказ", — подчеркнул политолог.
По его словам, в то время, учитывая, что в Иране в 1979 году произошла революция, Запад поторопился предпринять меры для того, чтобы несколько умерить пыл исламского движения в целом в мусульманском мире – так как аятолла Хомейни уже тогда думал над тем, чтобы экспортировать их революцию в другие угнетенные страны.
При этом, напомнил эксперт, аятолла Хомейни поддерживал не только мусульманские страны, он еще и осудил режим апартеида в Южной Африке и поддержал Нельсона Манделу.
И как раз в период, когда резонанс исламской революции заставил содрогнуться многих на Западе, на публике активно начал появляться Гюлен. Причем не где-нибудь, а именно в западной Турции, в таком не пуританском, очень вальяжном культурном центре, как Измир, подчеркнул собеседник Sputnik.
С тех пор, по словам Аббасова, прошло много лет. Гюлен оброс связями, заимел огромный авторитет в своей стране, и начал не менее активно работать во внешних широтах. Но его тезис всегда был таков – "мы найдем путь к сердцам людей через высокое образование". Именно поэтому он начал создавать сеть школ движения "Хизмет", а впоследствии и университеты во многих странах, в том числе и в постсоветских.
"И когда стало известно, что финансовое состояние Гюлена оценивается в сумму более чем 50 миллиардов долларов, вот тогда даже те, кто был беспристрастен к его участию во многих процессах, задались вопросом – "а когда и за счет чего он успел это все заработать?", — сказал эксперт.
Но вскоре, по словам политолога, выяснилось, что есть очень мощные финансово-промышленные группы, которые работают в тесном содружестве с движением "Хизмет" и подчиняются непосредственно Гюлену. И сейчас, отметил собеседник Sputnik, когда в Турции произошел раскол, многие понимают, что его деньги не были заработаны праведным путем, понимают, что у него есть финансовая подпитка, и именно с помощью своих экономических рычагов он открывал путь к сердцам, открывал свои школы, университеты, строил мечети и молельные дома в разных странах.