Верховный лидер Ирана аятолла Али Хаменеи заявил, что продление санкций США в отношении Ирана еще на десять лет станет нарушением соглашения по иранской ядерной программе и в этом случае ИРИ предпримет ответные меры. О том, какое развитие может получить данная ситуация, Sputnik Азербайджан побеседовал с генеральным директором аналитического центра "Стратегия Восток-Запад" Дмитрием Орловым.
— Могут ли действительно быть введены санкции против Ирана при администрации Трампа?
— Вводить санкции против Ирана — это такая американская национальная забава, которая длится с начала 1950-х годов: с тех пор, как Тегеран национализировал "Англо-иранскую нефтяную компанию". Американское правительство тогда поддержало британский бойкот на иранские нефтяные продукты.
Потом инициатора национализации — премьер-министра Ирана Мохаммеда Моссадега — американцы и британцы совместными усилиями свергли. В истории этот переворот больше известен как раз под своим американским названием — операция "Аякс": сами британцы называли ее "Пинок".
Очевидно, что Хомейни здесь ни при чем — когда это началось, он еще даже аятоллой не был. Поэтому надо понимать, что санкции США ужесточают, либо ослабляют, не просто так, а с определенными целями.
В целом же январское ослабление санкций по-американски на деле выглядит, как если бы человеку на голову надели полиэтиленовый пакет, оставив всего лишь маленькую дырочку для воздуха. Хотя изначально было обещано, что дырочка будет больше, чем сейчас. Например, после январского послабления, Тегеран должен был получить доступ к своим замороженным активам — на 50 миллиардов долларов.
Однако в апреле — после запуска баллистических ракет иранским Корпусом стражей исламской революции — Верховный Суд США заморозил 2 миллиарда долларов, которые Иран держит в американских банках.
Предлог — компенсации семьям морских пехотинцев, которые погибли при взрыве казарм в Бейруте, который был еще в 1983 году. Казармы тогда взорвала группировка "Хезболла", но в США полагают, будто за ней стояли иранские официальные лица. То есть, на основании одних подозрений, США, по сути, делают все, что хотят. Американская пресса вообще называет "ядерную сделку" с Ираном "самой опасной дипломатической ошибкой в истории США".
Кроме того, не надо забывать, что в январе были сняты не все ограничения — те, которые мог бы снять американский Конгресс, до сих пор действуют. В свое время Барак Обама кое-как набрал нужное количество голосов, чтобы Капитолий не смог преодолеть президентское вето.
Пока можно констатировать только то, что полностью санкции против Ирана США никогда не снимут. Во всяком случае, до тех пор, пока к власти в Иране не придет дружественный США режим — точно.
— Какими ответными мерами может грозить верховный лидер?
— Почему "может"? Весной этого года из Тегерана уже звучали угрозы перекрыть Ормузский пролив — единственный доступ к 5-му флоту США в Персидском заливе, который базируется в Бахрейне. В ответ США, конечно, могут начать против Ирана войну или любую иную "акцию сдерживания".
Но хочется напомнить об одном случае, имевшем место в 2002 году. Тогда США провели военные игры "Вызовы тысячелетия-2002". Противник назван не был, но всем наблюдателям было понятно, что это — Иран. Иных врагов на Ближнем Востоке у США тогда не было. Помнится, США тогда были "синими", а неназванный противник – "красными". Последними командовал пенсионер с пятилетним стажем — генерал Пол Ван Рипер. В ходе учения он применил разные нестандартные методы, но в итоге флот «синих» был разгромлен полностью. "Красные" уничтожили 16 военных кораблей, включая авианосец, и 20 тысяч моряков и морских пехотинцев "синих". Командующий "синими" Питер Пэйс и вовсе "погиб" в самом начале учений.
То, что было дальше, рассмешило всех, кто за этим наблюдал. Сценарий игры изменили в пользу того, чтобы флот "синих" победил. Каким образом? Во-первых, Ван Риперу запретили "включать" радары ПВО. Во-вторых, ему запретили "сбивать" транспортные самолеты с условными войсками противника. А в-третьих, "вернули" плавучесть "потопленным" кораблям "синих". Ван Рипер отказался тогда командовать "красными".
Можно, конечно, рассказывать об этом еще долго — детали победы Ван Рипера просто очаровательны в своей простоте, но по итогам учений вышли три доклада, которые в США засекречены до сих пор.
Понятно, что за это время возможности США намного выросли. Но не надо забывать, что и у Ирана процесс вооружения армии и флота не стоит на месте. Так что, ситуация, если вдруг США задумают воевать с Ираном, будет непредсказуемой для обеих сторон. Думаю, и в Тегеране, и в Вашингтоне это осознают.
— Как могут развиваться отношения Ирана и США в новых реалиях, при новом президенте?
— Откровенно говоря, с Трампом не все так просто, если вспомнить, что он в ходе предвыборной кампании неоднократно высказывался за ужесточение антииранских санкций, и даже за отмену сделки с Ираном.
В Иране тоже немало тех, кто считает, что соглашение по иранской ядерной программе нужно сжечь.
Так что, остается наблюдать, как Тегеран и Вашингтон поведут себя в отношении друг друга после инаугурации Трампа — там возможны сюрпризы.