В мае 2017 года в Тбилиси впервые пройдет международная выставка франшиз BUYBRAND Transcaucasia, которая станет крупнейшим событием для малого и среднего бизнеса в Закавказье. Ожидается, что в мероприятии примут участие более ста брендов, которые представят свои франшизы инвесторам региона. По мнению организаторов, на протяжении последних 15 лет в Азербайджане, Грузии и Армении франчайзинг как форма ведения бизнеса не развивался. Тем не менее, по некоторым оценкам, в ближайшие 5 лет по схеме франчайзинга здесь может быть открыто около тысячи предприятий, в которых будет занято до 15 тысяч человек, а их вклад в ВВП стран может составить 1,5-2%.
Франшиза — это приобретение права на торговлю под определенной маркой на локальном рынке. Фактически, предприниматель приобретает у головного офиса право выступать на своем рынке в качестве официального представителя. "В глобальном масштабе ведущие производители проводят мероприятия по маркетингу и рекламе. В то же время начинающие предприниматели не ведут крупных финансовых трат на рекламу и приводят известную марку товара, организуя лишь их продажу", — сказал Джаббаров.
В Азербайджане в последние годы идет работа по приобретению франшизы известных марок. Естественно, при этом у некоторых предпринимателей может возникнуть ряд проблем. Одной из них может стать неизвестность приобретенной марки на местном рынке. Но для предпринимателей приобретение франшизы является одним из успешных направлений развития бизнеса. Намного выгоднее приобрести франшизу известной марки, начав ее продажу, чем с нуля начать строить компанию, создавая марку и расходуя крупные средства.
"Тем самым франшиза сводит к минимуму возможность банкротства предпринимателя. К тому же он может надеяться на поддержку глобальной компании, которая заинтересована в канале продаж товара на локальном рынке", — отметил эксперт.
В Азербайджане наиболее распространен франчайзинг в текстильной сфере по реализации брендовых товаров одежды и обуви, а также известных производителей часов. Можно было ожидать получения франшиз в автомобильном секторе, но здесь больше действуют дистрибьюторские компании и агентства по продажам товаров. Незначительно – в пищевой отрасли, что частично связано с политикой самих глобальных компаний, так как блюда не должны быть адаптированы к локальным рынкам.
"Когда подписывается соглашение о франчайзинге, предприниматель берет на себя обязательства, что будет жестко придерживаться всех нюансов, характеризующих товар или услуги, и в случае нарушения он может подвергнуться крупным штрафам. При этом франчайзер через определенный промежуток проводит скрытый мониторинг исполнения обязательств, взятых на себя франчайзи",- отметил преподаватель UNEC.
Неофициальное использование марки и бренда товара является нарушением закона. При этом нарушением договора по франчайзингу может стать даже реализации официальной продукции в неположенном месте. "В частности, некоторые марки товаров можно приобрести на отдаленных товарных рынках, хотя в самом Брендбуке (Brand Book), в котором содержится свод правил по использованию фирменного товара, обозначено, что товар может реализовываться лишь в центральных магазинах. Или, например, требование, что магазин, где реализуется брендовый товар, не может находиться в молле", — подчеркнул докторант.
Конечно, при реализации фирменных товаров существует так называемый китайский фактор. В частности, в Азербайджане можно встретить товары с одноименными известными марками. Разница заключается в том, что порой производитель фальсификата изменяет, например, лишь толщину линии на лого известного бренда и известная компания уже не может выступить судебными исками, то есть практически это обман покупателей. В этом случае предприниматель, заплативший франшизу, терпит убытки из-за появления товара-"двойника".
"При этом порой фирменные товары могут продавать магазины — агентства, как в случае реализации билетов авиакомпаний. Часто данные агентства используются при продаже мобильных телефонов и предоставлении услуг телекоммуникационных компаний, и вывеска над магазином не означает какой-либо принадлежности тому или иному сотовому оператору",- подчеркнул Джаббаров.