Величайшему футболисту, которого многие эксперты и просто любители футбола ставили уровнем выше самого Пеле, сегодня исполнилось бы 83 года.
Думаю, что поклонники игры в кожаный мяч уже догадались, о ком пойдет речь, ибо только про одного футболиста можно сказать, что он был уровнем выше Короля футбола. Да, уважаемые читатели, вы правы — это маг и кудесник кожаного мяча, бразилец с африканскими и индейскими корнями — Гарринча.
Для моего поколения он был живой легендой. Мы с трепетом называли его имя и, хотя моему поколению довелось увидеть конец карьеры этого гения футбола, но все же то, что он делал в расцвете сил (об этом нам рассказывали старшие товарищи), превращало Гарринчу в священный тотем футбола.
Он родился 28 октября 1933 года в Пау-Гранди (штат Рио-де-Жанейро, Бразилия). Его настоящее имя – Мануэл Франсиску Душ Сантуш (Manuel "Mané" Francisco dos Santos). В детстве он перенес болезнь, которая жестоко искривила его ноги – правая нога стала короче левой на шесть сантиметров. Врачи, делавшие операцию, считали, что для ребенка было бы счастьем просто ходить.
А он не только ходил, а сводил с ума заполненные стадионы, при помощи одного финта превращал в шутов великих футбольных защитников. Гарринча забивал такие голы, что даже обиженные им голкиперы аплодировали ему, настолько безусловен и прекрасен был его удар.
О Гарринче, о его великой игре, о его беспутной и несчастной жизни до и после его смерти писали обширно и часто. Это был великий футболист и потерявшийся человек, который беспробудными пьянками намного сократил свою жизнь, карьеру и недодал всю многогранность своего безграничного таланта любителям футбола.
Однако, уже тогда мои старшие кузены, когда я восхищался игрой Пеле, Тостао, Жаирзиньо, ухмылялись и со знанием дела бросали мне: "Это что…Видел бы ты Гарринчу!". Они рассказывали о том, как Гарринча один обыгрывал почти всю команду соперника и затем отправлял мяч в ворота эффектным ударом пяткой. Они рассказывали с придыханием, как Гарринча буквально терзал лучшие защитные редуты футбольного мира. Они поведали нам о голе Гарринчи в ворота знаменитой "Фиорентины". Гарринча обвел трех защитников подряд и вратаря, и когда ворота были пусты, бить не стал, дожидаясь, когда на него выскочит игрок "Фиорентины" Роботти, а дождавшись, ловким финтом обвел его и только после этого забил. Роботти еле удержался на ногах – финты Гарринчи вскружили ему голову. Они рассказали, что выделывал Гарринча с игроками сборной СССР на чемпионате мира.
Войнов, Крижановский, Кузнецов — игроки, которыми восхищались не только в СССР, но и по всей Европе, были перед ним совершенно беспомощны. "Он был лучшим в Бразилии, — говорили нам старшие товарищи. — Пеле перед ним ребенок". Но добавляли при этом, что Гарринча мог бы сделать еще больше, если бы не выпивка, сигареты, беспорядочная любвеобильность.
Если бы кто-то увидел Гарринчу в последние годы жизни, то никогда бы не поверил, что этот человек, который еле передвигался и проводил все свое время в питейных заведениях, и есть лучший футболист планеты. В последние годы его интересовала только выпивка, он заработал целый букет хронических болезней, но упрямо не лечился и шел навстречу смерти.
В январе 1983 года смерть пришла за ним. За гробом, в котором наконец-то нашел свое упокоение великий Гарринча, шла процессия из нескольких сот тысяч человек. Многие плакали навзрыд. Бразильцы прощалась с едва ли не лучшим футболистом в истории страны. Многие винили себя в том, что не смогли уберечь, не смогли вытащить из бездны, не оказали нуждавшемуся в финансовой поддержке несчастному человеку помощи, не нашли ему квалифицированных врачей. Он один делал счастливым все футбольное сообщество мира, но оно не смогло сделать счастливым его одного. Так обычно в жизни бывает: на пике славы ты нужен всем. А когда ты в беде — не нужен никому.
Пеле, которому довольно часто говорили (особенно в самой Бразилии), что он хуже Гарринчи, не пришел на похороны. "Я боюсь покойников, боюсь похорон", — оправдывался тот, но оправдания выглядели несостоятельными.
Эпитафия на могиле Гарринчи гласит: "Здесь покоится тот, кто был радостью для народа — Манэ Гарринча". Он был радостью не только для народа Бразилии, но и всего футбольного мира.
Безмерно жаль, что Гарринча ушел так рано. Если бы он играл хотя бы чуток дольше, если бы его не искорежили пагубные пристрастия, то уверен, что сейчас никто в мире не спорил бы, кто лучший футболист планеты за все времена — Пеле, Марадона, Месси или Рональду. Им безоговорочно был бы маленький, колченогий "Гений футбола", "Великий хромой", "Чаплин футбола" — несравненный Гарринча, который ушел от нас, не дожив до своего 50-летия чуть меньше года.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.