БАКУ, 25 окт – Sputnik. Позиция Израиля изменилась, сказал Sputnik Азербайджан израильский политолог, специалист по выборам за рубежом Юрий Бочаров, комментируя последнее заявление министра обороны Израиля Авигдора Либермана.
Либерман предупредил правящее в секторе Газа движение ХАМАС, что следующая война с Израилем станет для них последней. При этом он дал понять, что не стремится к вооруженной конфронтации.
Одна "красная линия"
По словам Бочарова, у Израиля прежде было десять вариантов "красной линии".
"Когда были обстрелы, после четвертого мы начинали стрелять по кустам, и только после десятого и при первых трупах – мы стреляли по объектам ХАМАС, причем тогда, когда оттуда уже все ушли. И это были наши "красные линии", — объяснил политолог.
Теперь, отметил эксперт, Либерман четко показал, что позиция Израиля изменилась и в случае обстрела израильская сторона будет давать жесткий ответ. При этом собеседник Sputnik напомнил, что ХАМАС – это не единственная террористическая организация в Газе. Есть еще десяток подобных мелких организаций, которые часто играют самостоятельную игру. И чаще всего провоцируют конфликты именно они из-за своих внутриполитических разногласий.
Либерман призвал ХАМАС ответить за Газу
По словам Бочарова, когда неделю назад был обстрел, Израиль жестко ответил по объектам ХАМАС, и Либерман тогда сказал: "Мне все равно, кто стреляет. Вы (ХАМАС – ред.) главные в Газе, вы отвечаете за всю Газу".
"И это был первый раз, когда он прочертил свою "красную линию", согласно которой с этого дня на любую подобную ситуацию реакция будет жесткой", — сказал эксперт.
При этом, отметил политолог, Либерман также подчеркнул и то, что, если Израиль начнет войну, у него опять-таки не будет прошлых "красных линий", "красная линия" будет одна, которая будет вести к уничтожению ХАМАС. При этом он отметил: так как ХАМАС в принципе законная власть, Израиль готов с законной властью вести переговоры. Если ХАМАС ведет себя смирно, Израиль готов начать строительство аэропорта, порта и так далее.
Израиль в Газу не вернется
Бочаров подчеркнул, что Либерман также заявлял, что ни при какой конфронтации Израиль не хочет возвращаться в Газу и не будет входить в Газу на постоянной основе.
"То есть, он не хочет составлять какой-то буфер и вновь быть ответственным за эту территорию и за проблемы в Секторе Газа", — сказал эксперт.
По словам политолога, именно этот главный момент сегодня через свои заявления Либерман и пытается донести до руководства Сектора Газа.
В свою очередь, военный обозреватель Виктор Литовкин считает, что министрам обороны свойственно делать громкие и грозные заявления. Он напомнил, что этим сегодня отличается в первую очередь глава Пентагона Эштон Картер.
"И понятно, почему. Грядет смена администрации США, и бывшему профессору теоретической физики очень хочется сохранить за собой место на вершине военной властной вертикали. Тем более, самой могущественной армии мира. Видимо, это поднимает его в собственных глазах", — считает эксперт.
Либерман взялся за врагов
По мнению собеседника Sputnik, не отстает от Картера и Либерман, который отличался воинственным нравом задолго до того, как стал главой ЦАХАЛ. Поэтому сейчас ему сам бог велел быть грозой всех врагов Земли Обетованной. А врагов у нее много. И ХАМАС среди них – один из самых беспокоящих.
Готов ли Израиль разгромить ХАМАС? Безусловно, готов, считает Литовкин. По его мнению, у Тель-Авива самая сильная, самая обученная, самая боеготовая армия в регионе Ближнего Востока.
"Но вот вопрос: ХАМАС — часть палестинского народа, готов ли Либерман поставить точку в его существовании. Не думаю. Одно дело – слова, другое – дела. Да и никто ему этого не позволит. В том числе и союзники Израиля. Где выход из этой ситуации?", — задается вопросом политолог.
Время договариваться
Военный обозреватель уверен, рецепт один — договариваться. Но как, если ХАМАС не признает права Израиля на существование? Наверное, небольшими, но пропорциональными шагами. Не оставлять без воздействия ни один факт агрессии ХАМАС, но пытаться договариваться со здоровыми силами палестинского общества. Такие тоже есть. Показывать им бесперспективность войны с нулевым результатом.
Хотя, по словам Литовкина, понять Либермана тоже можно — терпения порой не хватает. Советовать — просто, на это не надо много ума. Придерживаться советов — очень и очень трудно, порой невыносимо трудно. Это не всем под силу. Но, увы, такова жизнь на этой земле. Радикальных решений нет, подчеркнул военный эксперт.