Рагим Закироглу, Sputnik Азербайджан
Медничество – одно из самых древних ремесел, которое дошло до наших дней со времен железного века.
Начиная приблизительно с VI тысячелетия до нашей эры люди научились изготавливать различные предметы обихода из меди. С тех пор это ремесло продолжало развиваться, и несмотря на то, что со временем человек открыл для себя бронзу, железо и другие виды металла, изделия из меди по-прежнему используются широким спросом.
Древние очаги народного ремесла
История этого ремесла в Азербайджане также имеет глубокие корни. Доказательством тому служат экспонаты, вывезенные из Азербайджана и выставленные в музеях Европы и России. Основными центрами медничества в Азербайджане на протяжении многих веков оставались такие города, как Тебриз, Гянджа, Нахчыван, Шамаха, Баку, Ардебиль и Лагидж (Исмаиллы), при этом последний к XIX веку стал основным центром этого ремесла, сохранив его секреты по сей день.
Не забыли про этот вид народного промысла и в поселке Борадигах, что в Масаллинском районе. Житель этого поселка – известный не только в Масаллы, но и в Лянкяране медник-чеканщик Агаев Тале Нураддин оглу.
На первый взгляд его мастерская напоминает музей медных изделий – тут и посуда, и самовары, и еще много чего интересного.
По словам Агаева, его предки – выходцы из Лагиджа. Он родился там в 1967 году, и тогда же его семья перебралась в Борадигах, где и обосновалась.
"Мой покойный отец был медником в Лагидже, потом переехал в Агдам, а оттуда в Масаллы. Мой отец и мой учитель – мастер Нураддин – были одними из самых прославленных медников своего времени", – рассказывает Тале.
Все свое детство он провел в мастерской отца, где и начал обучаться азам ремесла. Уже в 17-18 лет он стал работать самостоятельно.
Ремесло, требующее терпения и внимания
Раньше отец и три брата мастера работали вместе. Потом братья сменили профессию, но Тале остался верен ремеслу предков. "В советские времена заказов у нас было много. В особенности – из лянкяранских деревень, да и из самого города", – рассказывает мастер и добавляет, что наибольшим спросом пользовались медные подносы.
После развала СССР количество заказов резко сократилось. Но уже с 2000-х годов это ремесло стало возрождаться. "Пусть и не так, как раньше, но сегодня все же худо-бедно жить можно. Большинство заказов к нам приходит от районных властей", – говорит Тале.
Любимый орнамент – национальная бута
Мастер занимается как изготовлением новых изделий, так и реставрацией антикварной металлической посуды, самоваров. Рассказывая о "медных капризах", мастер отметил, что этот металл не прощает ошибок.
"Медь – относительно мягкий, эластичный металл. Поэтому изделия из него, а также из бронзы, требуют больше времени и внимания. Отбивая узоры на бронзовой посуде, надо быть особенно внимательным", – продолжает Тале.
По его словам, для начала медному или бронзовому материалу придается необходимая форма, потом подготавливается эскиз. После этого на изделии выбиваются узоры. Но бывает и наоборот – сперва наносятся узоры, и только потом начинается работа над формой. При этом мастер признается, что самый любимый орнамент для него – азербайджанская бута.
По словам Тале, в зависимости от размера и материала, цены на изделия варьируются в пределах 50-150 манатов. К примеру, фруктовницы в среднем стоят 250 манатов, газан с крышкой — 50-200 манатов, а ремонт изделий обходится в 20-40 манатов. Следует отметить, что среди клиентов мастера есть и иностранцы. Заказы ему поступают из Ирана, России, Турции и даже Германии. К примеру, изготовленный им газан для плова с крышкой приобрел наш соотечественник в России и подарил мэру Санкт-Петербурга.