"Порги и Бесс" – опера Джорджа Гершвина в четырех актах и девяти картинах – впервые была поставлена 30 сентября 1935 года.
По словам музыканта, эта опера в свое время обошла весь мир. Она была написана в 1933-1935 годах и изначально особого успеха не имела. Как, впрочем, и почти каждое гениальное произведение.
"Вы знаете, есть такой закон – не все сразу понимается и не все сразу впечатляет. Так же и тут, прошло около 15 лет, и "Порги и Бесс" снова зазвучала. Это было где-то в 50-х годах", — сказал Зейналлы.
Собеседник Sputnik рассказал, что сам Гершвин, живший тогда в Нью-Йорке, где он и начал писать свои произведения, родился в семье еврейских эмигрантов из Одессы. А его брат – Айра Гершвин – написал прекрасные стихи к "Порги и Бесс".
Джазмен также рассказал, что в основном оперу ставили негритянские труппы. Но в те годы была расовая сегрегация, и темнокожих в зал не пускали. В связи с этим начались своего рода революционные течения. И только где-то в 1936 году темнокожих все-таки допустили до этой постановки.
"Для всех джазменов, музыкантов, в том числе и у нас в Баку, эта опера была очень модной. В 1965 году, когда я еще учился в музыкальном училище, все студенты старались сыграть Summertime ("Летней порой", ария из оперы "Порги и Бесс" – ред.)", — сказал он.
Зейналлы отметил, что в те годы в Баку все знали ее наизусть. Джаз был в моде, однако многим был недоступен. Но некоторые студенты в Бакинском музыкальном училище, а также в консерватории играли на фортепьяно Summertime.
"В те годы не было никаких дисков, интернета, Youtube, и мы умудрялись на ленточных магнитофонных кассетах передавать друг другу эти записи. Но были и те, кто старался вообще ни с кем ничем не делиться", — сказал он.
Джазмен рассказал, что Summertime исполнил гениальный американский джазовый трубач Луи Армстронг, который своим хриплым, но очень артистичным голосом сначала спел, а потом сыграл соло на трубе. Но, отметил он, музыканты поют немного иначе, не так, как все певцы-вокалисты. У них свой тембр голоса. Потом к нему присоединилась великая певица Элла Фицджеральд.
По словам Зейналлы, очень многие азербайджанские музыканты в те годы исполняли Summertime. Это произведение, конечно же, классика, но джазмены смогли ее перевести в свое русло и сделали очень интересные вариации.
"Вы представьте Баку 60-х годов, где все играют Summertime и всем это нравится. Многие даже забывали, что это ария из оперы "Порги и Бесс"", — сказал он.
Собеседник Sputnik отметил, что несмотря на то, что уже прошло столько лет, сегодняшние мировые музыканты до сих пор с удовольствием исполняют Summertime, которая стала легендарной песней.
"Порги и Бесс" ― одна из вершин творчества Гершвина. Выбранный им музыкальный материал разнообразен и основан на джазовых и блюзовых мотивах, негритянском фольклоре, импровизации. В либретто использована имитация "неправильного" народного произношения.
В 1926 году Гершвин познакомился с романом Дюбоза Хейуорда "Порги" и написал автору письмо, в котором выражал желание совместно с ним создать оперу на этот сюжет. Хейуорд согласился, но к полноценной работе над оперой Гершвин, занятый другими проектами и дирижерской деятельностью, смог приступить лишь в 1934 году. За это время Хейуорд и его жена Дороти переработали роман в театральную постановку с элементами музыки (были добавлены спиричуэлы). Спектакль имел большой успех и выдержал 367 представлений.
В конце 1933 года Гершвин, Хейуорд и нью-йоркская "Театральная гильдия" подписали контракт. Летом следующего года композитор отправился в Фолли-бич, где, проникнувшись местной атмосферой и музыкой, приступил к созданию произведения.
Либретто оперы и большая часть текста некоторых арий принадлежит Хейуорду, однако для некоторых номеров (в том числе знаменитого "It Ain’t Necessarily So") стихи написаны Айрой Гершвином, братом композитора.
Изначальная четырехчасовая версия оперы в трех действиях с двумя антрактами увидела свет осенью 1935 года в Карнеги-холле. Однако, впоследствии Гершвину приходилось несколько раз укорачивать постановку и избавляться от нескольких номеров. Руководителем хора выступила Ева Джесси. Мировая премьера оперы состоялась в Колониальном театре в Бостоне 30 сентября 1935 года, дирижировал Александр Смолленс, главные роли исполняли Тодд Данкан, Энн Браун, Джон Бабблс и Руби Элзи.
Публика приняла новую оперу с еще большим энтузиазмом, чем прежние сочинения Гершвина, многие бостонские критики восхищались драматическим и мелодическим даром композитора.
Гастрольный тур оперы по городам США начался 27 января 1936 года и завершился 21 марта того же года в Вашингтоне. Европы опера достигла в 1945 году, когда она была поставлена в Швейцарии и Дании труппами, в основном состоявшими из европейских актеров.
По-настоящему популярной в Европе "Порги и Бесс" стала только после того, как ее показала американская негритянская труппа, совершавшая европейское турне в сезоне 1952—1953. Ни одна американская опера, созданная как до, так и после, даже огромный успех опер Джан-Карло Менотти, не поколебала прочного положения "Порги и Бесс" в музыкальной жизни западного мира.
В СССР опера исполнялась на концертной эстраде и по радио. В 1956 году негритянская труппа из США "Эвримен опера" показала "Порги и Бесс" в Москве и Ленинграде, в 1966 году была осуществлена постановка в Таллине, в 1972-м — на русской сцене, в ленинградском Малом театре оперы и балета, а в 1980-м — в московском Музыкальном театре имени Станиславского и Немировича-Данченко.