В начале сентября этого года исполнилось бы 85 лет Фазилю Салаеву. Актеру, на мой взгляд, планетарного масштаба.
В Азербайджане было много великих мастеров театра и кино, которые, к сожалению, не были известны за пределами своей страны. В основном это происходило по причине того, что отечественные актеры не всегда были востребованы местными режиссерами. Это отдельная и очень важная тема, которую мы с вами, уважаемый читатель, в будущем обязательно затронем.
Фазиль Салаев. Все, кто видел его работы в кино, согласятся со мной, что этого актера по силе его таланта и по актерской технике смело можно причислить к когорте самых великих комиков мира.
Очаровывающая незащищенность, растерянность и наивность недотепы сочеталась в нем с импульсивностью, которая сопровождалась безупречной жестикуляцией и выверенной мимикой. Владея всем перечисленным в совершенстве, этот азербайджанский уникум был синтезом великих французских комиков Бурвиля и Луи де Фюнеса.
Но эти, несомненно гениальные, актеры имели возможность показывать всю силу своего дарования в бесконечных художественных фильмах, которые почти всегда создавались с учетом их участия в главных ролях. Для них писались сценарии, режиссеры с большим вниманием относились к их требованиям, а их труд весьма достойно оплачивался.
Всего этого Салаев был лишен. Хотя справедливости ради надо отметить тот факт, что в кино Фазиль пришел поздно. Он с детства мечтал рисовать и, получив образование в Государственной художественной школе имени Азима Азимзаде, в 1956 году начал работать художником-оформителем в издательстве "Азернешр".
Однако, через некоторое время Салаев принимает решение поменять специальность и поступает на актерский факультет Азербайджанского государственного театрального института. Окончив в 1961 году вуз, Фазиль устраивается на работу в Азербайджанский государственный академический драматический театр, где исполняет роли как классические, так и современные. Он играет на сцене совместно с корифеями национального театра.
В это же время Салаева приглашает режиссер Сеидбейли сняться в фильме "Остров чудес" в роли Фазиля. Фильм посвящен нефтяникам, живущим на созданном в Каспийском море искусственном острове Нефтяные Камни. Герой фильма Фазиль влюблен в девушку по имени Самия, и работают они на этом легендарном острове.
Фазиль ниже ростом, чем Самия, и очень застенчив, поэтому не может объясниться девушке в любви. Свои чувства он раскрывает только пантомимой. В этом фильме Фазиль был бесподобен. Когда его, маленького, некрасивого, стеснительного показывали рядом с его возлюбленной (эту роль играла очень статная и красивая актриса), то все внимание зрителей забирал именно Фазиль, а не его потрясающе красивая партнерша.
Фазиль становится достаточно известным в мире азербайджанского кино. Его начинают приглашать режиссеры, но, к сожалению, не на главные роли. Он снялся в таких фильмах, как "Улдуз" (1964 год, корреспондент), "Почему ты молчишь?" (1966 год, Рамазан), "В одном южном городе" (1969 год, местный житель), "Я помню тебя, учитель" (1969 год, Микки), "Последний перевал" (1971 год, Рашид), "Соперники" (1974 год, новелла из киноальманаха "Страницы жизни", Фазиль), "Яблоко как яблоко" (1975 год, Мехти), "Дервиш взрывает Париж" (1976 год, Гуламали), "Сердце… сердце…" (1976 год, мастер), "Лев ушел из дома" (1977 год, Ибрагим), и других, где мастер комедии создал различные образы.
Должен отметить, что Салаев мог прекрасно сыграть и драматическую роль. Вы помните знаменитый фильм "Хлеб поровну"? Уверен, что у поклонников кино навсегда запечатлелся в памяти кирщик Мухаммед, которого великолепно сыграл Салаев. Фильм режиссера Махмудбекова по праву вошел в киносокровищницу Азербайджана и блестящее исполнение эпизодической роли Фазилем Салаевым немало послужило этому.
Уверен, если режиссеры почаще приглашали бы этого гениального актера, то мы бы стали свидетелями несметного количества актерских шедевров. Не знаю, почему этого не случилось. Почему у актера с возможностями мирового масштаба фильмография весьма скудна? Почему он больше известен, как исполнитель ролей в сатирическом киножурнале "Мозалан" (азербайджанский аналог "Фитиля"), а не больших ролей, где он мог бы развернуться во всю мощь своего безграничного таланта?
Говорят, что у него был сложный характер, вредные привычки. Может быть. Лично с актером я не был знаком. Но уверен, что это не должно было остановить режиссеров. Ведь рядом с ними был актер, которого с полным правом можно было уже тогда назвать Гением комедии. Не смогли создать возможности для его творчества. Не смогли использовать его бесконечно богатый актерский потенциал. Не поняли. Не уберегли.
Гениальный комик, актер, имя которого по праву должно стоять в ряду самых великих комедийных актеров мира, Фазиль Салаев прожил короткую жизнь. Он покинул этот мир в 1976 году. Ему было всего 44 года.
Мнение автора может не совпадать с позицией редакции.