БАКУ, 9 авг — Sputnik. Проект строительства газопровода "Турецкий поток" размораживается, — соответствующие договоренности достигнуты на переговорах лидеров России и Турции.
До нынешних переговоров в Санкт-Петербурге сигналы о желании возобновить прерванные ранее газотранспортные проекты в Черном море поступали как со стороны Анкары, так и со стороны Софии ("Турецкий поток" и "Южный поток" соответственно). После встречи лидеров РФ и Турции стало понятно, в какую сторону качнулся маятник.
При этом позиция РФ в отношении поставок в ЕС остается жесткой – прежде чем строить газопроводы через Черное море, стране необходимо получить надежные гарантии Европы.
"Да, теперь мы видим и знаем, что болгарская сторона хотела бы вернуться к этому проекту ("Южный поток" — ред.) Но мы понесли определенные убытки в связи с отказом европейских партнеров от реализации этого проекта. Теперь одних намерений недостаточно. Нам нужны абсолютно железобетонные гарантии юридического характера. Их нет", — заявил Путин на пресс-конференции после переговоров с Эрдоганом.
Вместе с тем оба президента заявили о возобновлении работы по "Турецкому потоку", прерванной ранее из-за охлаждения политических отношений между Москвой и Анкарой.
УСКОРЕНИЕ НА СТАРТЕ
Были озвучены и предполагаемые сроки реализации проекта. По словам главы Минэнерго РФ Александра Новака, стороны договорились создать рабочую группу, которая подготовит межправительственное соглашение по "Турецкому потоку". Подписать это соглашение страны могут уже в октябре.
"В рамках рабочей группы будет подготовлен и согласован проект межправительственного соглашения о строительстве, как минимум, одной нитки по дну Черного моря в Турецкую республику с возможным расширением до второй нитки", — сказал Новак журналистам. Строительство первой нитки может быть завершено во второй половине 2019 года. Мощность одной ветки, по словам Новака, составит 15,75 миллиарда кубометров газа.
Что касается второй ветки газопровода (для снабжения европейских потребителей), то Новак подтвердил позицию, озвученную Путиным: строительство не начнется без гарантий ЕС и Еврокомиссии, что эта инфраструктура будет востребована.
При этом ускорить работу над "Турецким потоком" позволит тот факт, что основные разрешения, необходимые для реализации "Турецкого потока", Анкара уже оформила.
"Надо отдать должное нашим турецким коллегам: в отличие от проекта "Южный поток", за предыдущее время, даже несмотря на кризис наших отношений, турецкая сторона работала, и основные разрешения и вопросы, связанные с "Турецким потоком", уже оформлены и получены", — отметил Путин.
"Придать ускорение этому проекту — это одна из наших сегодняшних задач, и я думаю, что это правильно", — заявил, в свою очередь, Эрдоган.
ОТСТАЮЩИЕ
За несколько дней до российско-турецких переговоров премьер-министр Болгарии Бойко Борисов заявил, что Болгария и Россия могут восстановить ранее отмененные энергетические проекты, в том числе "Южный поток". Однако на фоне сегодняшних переговоров эти заявления, похоже, теряют актуальность, говорят эксперты, опрошенные РИА Новости.
"Мы видим, что до сих пор нет четкого понимания со стороны Евросоюза в отношении "Северного потока-2", и в принципе, это может служить хорошей индикацией того, насколько "быстро" дела решаются в Европе. Если "Северный поток-2", скажем так, дублирует существующий газопровод, и с точки зрения юридических рисков и… процесса его строительства все гораздо проще, то… ожидать скорого решения европейских регуляторов и покладистости с точки зрения принятия решений в отношении "Южного потока", наверное, не стоит. Поэтому пока на это можно смотреть довольно скептически", — сказал старший аналитик "Атона" Александр Корнилов.
"Тем более что та же самая Болгария ведет себя очень непонятно: то они противятся, то они в какой-то момент осознают, что в принципе и неплохо построить "Южный поток", — добавил он. Таким образом, нет никаких гарантий, что Россия, начав строительство, не столкнется с "определенной неприязнью" к этому проекту со стороны Европы, констатировал эксперт.
При этом заместитель гендиректора Фонда национальной энергетической безопасности Алексей Гривач не исключает, что в будущем ситуация может измениться.
"Активизация Болгарии, которая пытается получить разрешение на переговоры от Брюсселя и заручиться поддержкой более влиятельных стран ЕС, показывает, что вектор может измениться. Но пока до конкретных шагов дело не дошло", — отметил он.