БАКУ, 9 авг – Sputnik. Самолеторемонтный, а в дальнейшем и самолетостроительный завод в Баку будет ориентирован на поддержание и сборку военно-транспортных, транспортных и гражданских самолетов, сказал Sputnik научный сотрудник Института экономики РАН, политолог Александр Караваев, комментируя последние новости с этого рынка.
Так, вице-премьер правительства РФ Дмитрий Рогозин в ходе визита в Баку накануне заявил, что в Азербайджане будет открыт завод по сборке самолетов, а также центр модернизации вертолетной техники.
Караваев подчеркнул, что в своей речи Рогозин упомянул о закупке и, скорее всего, ремонте самолетов Ан-124 "Руслан".
Фактически, по словам политолога, речь идет о том, что это возможно в продолжение той заявленной линии промышленной кооперации, что была обозначена накануне визита в Баку президента Украины Петра Порошенко.
"И после визита украинского лидера тема строительства в Азербайджане предприятия по ремонту и сборке авиационной техники и, фактически, покупки готовых технологий производства военно-транспортного самолета Ан-178 (на базе АН-148), стала набирать обороты", — сказал он.
В то же время собеседник Sputnik напомнил, что самолет Ан-124 "Руслан" теперь уже не производится ни Россией, ни Украиной. Он сам по себе является уникальным, единственным в мире серийным "крупнотоннажным" воздушным транспортным средством. На данный момент таких самолетов существует несколько десятков экземпляров, и они находятся, помимо Минобороны РФ, в ведении двух коммерческих компаний, одна из которых российская, другая — украинская.
"В принципе, вся линейка самолетов семейства "Антонов" является предметом советской, а после – российско-украинской кооперации", — подчеркнул он.
При этом Караваев отметил, что еще до событий с падением Януковича (экс-президент Украины Виктор Янукович – ред.) уже был обозначен кризис в этой линии промышленной кооперации, который был связан с тем, что и российские и украинские предприятия, которые участвовали в производстве самолетов "Антонов", стали постепенно приобретать комплектующие в других странах, стали ориентироваться на другие рынки, и переходили на другую продукцию.
Таким образом, по словам эксперта, в процессе экономических реформ они были или расформированы, или приватизированы и прекратили производить ту часть необходимого оборудования, которое было предназначено для сборки новых перспективных самолетов.
"На тот момент речь шла как раз об Ан-178. Этот самолет был бы очень востребовал на военных рынках многих стран мира, потому что он обладал уникальными свойствами", — сказал он.
И когда между Россией и Украиной окончательно произошел разрыв, отметил собеседник Sputnik, оказалось, что самолет этот стал жертвой.
К примеру, сказал эксперт, даже азербайджанская компания SilkWay Airlines – перевозчик AZAL – подписала контракт на покупку этих двух самолетов. Но в нем 30% комплектующих – российских, а двигатель – украинский. И вот, казалось бы, когда уже все готово, все рушится из-за российско-украинского конфликта.
В этот момент, отметил Караваев, Киев и начал искать возможности хотя бы по продаже технологий.
"И если киевские власти согласятся продать Баку эти технологии, а не просто начать строительство ремонтных предприятий, то это позволит сохранить данный самолет", — подчеркнул он.
Но самое главное звено во всем этом, по словам эксперта – технологии двигателя по семейству двигателей Д-436 запорожского предприятия "Прогресс". Это один из главных элементов самолета. Семейство этих двигателей задействовано и в новых российских самолетах также.
По словам политолога, если предприятие по авиаремонту и авиасборке на основе технологий украинского концерна "Антонов" будет создано, то это позволит Азербайджану создать новую высокотехнологичную отрасль с потенциально достаточно весомым рынком сбыта, а для России – сохранить технологии.
Он отметил, что это будет элементом не только азербайджано-украинской кооперации, но и российско-азербайджанской, потому как подготовка кадров, естественно, будет происходить в России.
"У Азербайджана, как у страны, которая не производила авиационную технику, такого опыта и специалистов, которые смогли бы это сделать, просто нет. Зато Россия могла бы обеспечить создание этой отрасли", — сказал он.
Караваев подчеркнул, что Азербайджан собирает остатки лучшего на постсоветском пространстве, то есть наследие российско-украинской промышленной кооперации в сфере авиапрома Азербайджан решил воплотить на своей территории своими силами.
Что же до сборки вертолетов, о которой говорил Рогозин, то тут собеседник Sputnik отметил, что процесс согласования этого вопроса с подразделением "Ростех" "Вертолеты России" идет давно. В принципе, к этому соглашению подходили постепенно. По сути, речь идет о многоцелевых военных вертолетах, таких как Ми-8, МИ-8 МТ, Ми-117.